«Удельные князьки» Конституцией не предусмотрены

Споры вокруг президентского законопроекта, дающего главе государства право по согласованию с региональными парламентами назначать руководителей администраций субъектов Федерации, продолжаются и после того, как Госдума приняла этот документ в первом чтении. Главный предмет этих споров — противоречит ли такой порядок формирования исполнительной власти Конституции РФ или нет.

На мой взгляд, нет, не противоречит. Во-первых, в Основном Законе прямо не сказано, что главы регионов должны непременно избираться в ходе прямых всенародных выборов. А во-вторых, конституционное право субъектов Федерации формировать собственные органы исполнительной власти в случае утверждения выдвиженцев президента региональными праламентами нарушено не будет. Вместе с тем вводимая норма, как представляется, потребует специального оформления в виде нового конституционного закона.

Если обратиться к мировому опыту, то можно убедиться, что в разных странах главы исполнительных структур в регионах приходят к власти по-разному. В США, к примеру, губернаторы избираются гражданами, обладающими избирательным правом; в большинстве германских земель главы правительств избираются ландтагами, а в Индии губернаторы штатов единолично назначаются президентом страны.

Если вдуматься, то придешь к выводу, что демократизм формирования исполнительной власти в субъектах Российской Федерации зависит не только и даже не столько от выборов. Надо честно признать, что в реальных российских условиях выборы деградировали до обидно низкого уровня. Они увязли в грязных технологиях, в «черном» пиаре, в войне компроматов, в подкупе избирателей и т. д. В некоторых субъектах Федерации губернаторские выборы трансформировались в соревнования денежных мешков и стали носить откровенно криминальный характер. Есть и серьезные подозрения, что в финансировании таких кампаний серьезно участвует иностранный капитал. Как говорится, куда же дальше? Сколько случайных, некомпетентных людей были избраны за минувшее десятилетие главами исполнительной власти на местах? А сколько среди них оказалось подставных лиц? Президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров по этому поводу недавно заметил: «В России осталось максимум два-три губернатора, которые избирались более или менее честно». Получается, что политика и политизированные законы, не учитывающие объективных реалий, ведут к полному абсурду.

В этом плане инициатива Кремля изменить систему формирования исполнительной власти заслуживает, на мой взгляд, всяческой поддержки. Вот только некоторые плюсы назначения губернаторов президентом.

При этом у нас возникнет наконец единая система исполнительной власти в масштабах всей страны, и тем самым в России укрепится политическая стабильность. А она необходима прежде всего для того, чтобы отвести угрозу распада Федерации.

Полагаю, что назначение губернаторов президентом ускорит начатый уже процесс укрупнения субъектов Федерации, а это в свою очередь унифицирует названия субъектов, приведет к постепенному исчезновению республиканских президентов. И это правильно: президент в России должен быть один.

Будет покончено с амбициями некоторых глав субъектов, пытающихся установить у себя режим «удельного княжества». А возможность прихода к власти некомпетентного или вовсе безответственного деятеля будет, по сути, сведена на нет. При этом реально повысится не только ответственность губернаторов за свою работу, но и ответственность президента за состояние дел в регионах.

Наконец, в стране можно будет создать реальную систему безопасности при соблюдении конституционных гарантий личных прав и свобод россиян. Не надо забывать к тому же и об экономии значительных материальных и нематериальных ресурсов, которые расходуются сегодня на выборы глав субъектов Федерации. Зачастую трата этих ресурсов оказывается несоизмеримой с отдачей от деятельности избранных руководящих лиц.

Было бы резонно установить в конституционном законе обязанность губернаторов ежегодно отчитываться перед гражданами вверенного им региона за свою деятельность. И, очевидно, оставить за законодательными органами право в случае признания этой деятельности неудовлетворительной ставить перед президентом вопрос о досрочном прекращении губернаторских полномочий.

Александр Зиновьев (доктор юридических наук)

Наши избранники не возражают даже против своего роспуска  »
Юридические статьи »
Читайте также