Закон против циников

Сегодня Госдума приступает к рассмотрению законопроекта о банкротстве кредитных организаций.

В этом году палата работала и над принятием нового текста общего закона о банкротстве. Прежнюю редакцию пресса справедливо называла "худшим законом России". Но и с законом о банкротстве кредитных организаций тоже накопились проблемы.

Если общие нормы законодательства о банкротстве часто использовались для передела собственности, то банкротство банков стало циничным бизнесом на интересах кредиторов.

В преддверии отзыва лицензии из банка зачастую стремятся вывести наиболее ценные активы. При этом банковское законодательство все еще сковывает оперативные действия ЦБ по пресечению деятельности несостоятельных банков. Но даже если лицензия отозвана своевременно, то конкурсное производство в 40% случаев начинается лишь через год. Один из последних примеров — банк ИБК. Это крупный банк с активами в 6,5 млрд руб. В нем при явных признаках банкротства сама процедура не может начаться в суде уже более полугода. Причина — процессуальная несостыковка законов.

По статистике, сам процесс ликвидации банков занимает в среднем еще не менее двух лет. За последние три года не было ни одного случая ликвидации кредитной организации в год отзыва лицензии. Такая длительность приводит к обесцениванию активов, провоцирует многочисленные нарушения, а нередко расхищение имущества. В результате вкладчикам, а особенно бюджету и промышленным предприятиям достается "с гулькин нос".

На прошлой неделе в Думу поступил отчет Счетной палаты, составленный по результатам проверки эффективности конкурсного управления в банках, имеющих обязательства перед бюджетом. Передел конкурсной массы в интересах узких групп, неправомерные зачеты, продажа активов без оценки — это далеко не полный перечень безобразий, выявленных Счетной палатой. Только один из выводов по конкретному эпизоду звучит так: "Установить, кто несет персональную ответственность за нанесенный государству ущерб в размере 4,5 млрд руб., ввиду отсутствия документов не представляется возможным".

Банкротство банков стало для общества "черным ящиком" — абсолютно неконтролируемая и непрозрачная сфера. О каком доверии к банковской системе после этого может идти речь?

Специальной думской комиссией при активном участии Минфина и Банка России подготовлены поправки в закон о банкротстве банков, а также в три других федеральных закона. В них с учетом мирового опыта фиксируются новые подходы к банкротству банков, учитывающие их специфику.

Для повышения ответственности банкиров, в частности, предлагается ввести запрет на занятие ими руководящих должностей на срок до пяти лет по решению суда. Такая мера может быть применена к руководителям банков, игнорирующим требования закона о принятии мер по предотвращению банкротства.

Кроме того, после возникновения оснований для предупреждения банкротства руководство кредитной организации будет обязано информировать Банк России о крупных сделках и сделках с заинтересованными лицами. Это необходимо для предотвращения вывода активов.

В рамках мер по предупреждению банкротства ЦБ получит право направить своего представителя для участия в заседаниях органов управления проблемного банка. Это необходимо для оценки реальной ситуации в банке "изнутри". С одного месяца до 14 дней сокращен период просрочки исполнения обязательств банка перед кредиторами, свидетельствующей о его неспособности удовлетворить предъявленные требования. По истечении этого срока Банк России получает право отзыва у банка лицензии. Наиболее серьезные изменения касаются процедур банкротства.

Предлагается отказаться от процедуры наблюдения в деле о банкротстве. При условии нахождения в банке временной администрации Банка России процедура наблюдения становится излишней, ее исключение позволит на полгода сократить сроки начала расчетов с кредиторами.

Вводится институт корпоративного ликвидатора банков, что предусмотрено стратегией развития банковской системы, подготовленной правительством и Банком России. Причина проста: индивидуальные предприниматели показали свою неспособность защищать интересы всех кредиторов и организационную слабость. Практика показывает, что для начала банкротства даже среднего банка требуется мгновенно задействовать команду от 15 до 30 человек. Быстро и рационально организовать работу с десятками тысяч кредиторов и должников один, даже гениальный человек, просто не в состоянии. А финансовой ответственности за свои ошибки у него меньше.

В рамках перехода к банкротству банков корпоративными ликвидаторами предусмотрено следующее. Банки, которые привлекали вклады населения, будут ликвидироваться Агентством по реструктуризации кредитных организаций. Именно в этих банках сосредоточены основные социальные риски и проблемы для кредиторов. Такой подход согласуется и с задачами создания системы гарантирования вкладов. Мы ждем этот закон от правительства в ноябре.

В остальных банках банкротством будут заниматься специализированные коммерческие организации, аккредитованные при ЦБ. Решение о назначении конкретного коммерческого корпоративного ликвидатора из числа организаций, подавших свои заявления в суд, будет приниматься арбитражным судом. Если таких заявок не будет, то кандидатура конкурсного управляющего будет предложена суду Банком России.

Новое в процедуре банкротства банков — порядок продажи имущества в ходе конкурсного производства. Правила продажи и оценки имущества предлагается определить непосредственно в законе, не вводя крупных кредиторов в соблазн скупить часть активов "по дешевке".

Информация о ходе конкурсного производства и продаже имущества делается прозрачной и открытой для всех кредиторов. Структура информации о ходе конкурсного производства и реализации имущества, предусмотренная в законопроектах, позволяет публично контролировать все действия конкурсного управляющего.

Подготовка законопроекта ведется в тесном сотрудничестве с Высшим арбитражным судом. У него есть замечания, но они больше касаются положений общего закона о банкротстве. К нему, только подписанному президентом, у Арбитражного суда почти 50 листов замечаний. Для того, чтобы уберечь закон о банкротстве банков от таких же процессуальных ошибок, мы создали рабочую группу с экспертами Высшего арбитражного суда. Подготовленный ею материал будет использован ко второму чтению. Правительство и Банк России дали положительные заключения на законопроекты.

Владимир Тарачев Автор — заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной думы

Банкротство возьмут под контроль крупные структуры  »
Юридические статьи »
Читайте также