Команда на снижение Уже известно, за счет каких налогов будет облегчено фискальное бремя

Похоже, в ближайшее время будет поставлена точка в вопросе о том, какие налоги и когда именно будут снижаться. Возможно, это уже абсолютно точно станет ясно 23 апреля, после очередного заседания кабинета министров, посвященного налоговой реформе. По словам премьер-министра Михаила Касьянова, если все намеченные меры налоговой реформы будут реализованы, налоговая нагрузка со следующего года снизится на 2 процента ВВП. Уже известно, за счет каких налогов будет облегчено налоговое бремя: это НДС и ЕСН.

Правда, до сих пор не ясно, какой из многочисленных сценариев снижения налогового бремени будет в конце концов выбран. Довольно высока вероятность такого развития событий: на суд депутатов будет вынесено предложение ввести плоскую шкалу ЕСН (то есть регрессия будет отменена) с одновременным снижением ставки с нынешних 35,6 до 28 процентов. При этом НДС также станет меньше на 2 процентных пункта: 18 вместо нынешних 20. По сообщениям некоторых источников, именно этот вариант обсуждался на недавнем совещании у премьера. Косвенно это подтверждает и информация из Минфина. Там сейчас рассчитывают, чем обернется для казны введение плоской шкалы ЕСН со ставкой 28 процентов.

Отметим, ЕСН в его нынешнем виде собирается не очень хорошо, и до показателей прошлого года, когда именно поступления от этого налога помогали выполнить весь план по доходам, пока далеко. По данным Министерства по налогам и сборам, задание по сбору единого социального налога за первый квартал выполнено не было. Недобор составил 9 процентов от бюджетных назначений, что совсем не мало. Так что есть дополнительный повод подумать о том, чем обернется снижение ЕСН для российского бюджета.

Эксперты расходятся в своих оценках возможных последствий такого снижения налогов. Оксана Дмитриева, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, считает, что это изменение - 20 или 18 процентов - не принципиальное.

- Налог на добавленную стоимость вообще очень вредный для экономики и провоцирует инфляцию, - сказала О.Дмитриева в беседе с корреспондентом "Российской бизнес-газеты". - Поэтому я выступаю именно за снижение ставки, а не за зачетные схемы, которые будут выгодны отдельным отраслям. Чтобы изменения НДС оказало влияние на экономику в целом, нужно кардинальное снижение ставки, как минимум в два раза.

Если снижается только ЕСН или незначительно, на два процента НДС, то совокупного снижения налогового пресса не происходит. Это означает, что налоговая база не расширится и это действительно приведет напрямую к сокращению поступлений в социальные фонды, поэтому если это и делать, то тогда надо замыкать социальные фонды не только на этот источник. И добавлять для социальных нужд еще другие доходы бюджета, например, подоходный налог. А проводить такую "расхищающую" пенсионную реформу и одновременно пытаться снизить налоговый пресс вообще, в принципе невозможно.

Член Комитета по собственности, председатель Комиссии Госдумы по развитию ипотечного кредитования Иван Грачев также призывает прежде всего обратить внимание на общее снижение налогового пресса, а не на изменение ставок каких-то отдельных налогов.

- Надо видеть существо дела. Для любого бизнеса, с чего именно собираются налоги, вообще непринципиально. Взяли деньги через социальный налог или через какие-то другие системы. Если в рубле бутылки пива у предпринимателя заложено 65 копеек налогов, то для него это будет плохой бизнес, тяжелый, нерентабельный. И если говорить о сути налоговой реформы, то надо прежде всего знать сейчас, что заданный законом налоговый пресс у нас 60 процентов ВВП, при том что нормальная налоговая нагрузка - это 30 процентов, то есть в два раза ниже существующей. Следовательно, хорошая налоговая реформа должна вдвое снизить налоговую нагрузку.

Понятно, что на такое радикальное снижение налогов не пойдут ни Правительство, ни депутаты. Но в таком случае, - считает И.Грачев, - давайте значительно облегчим жизнь хотя бы для части бизнеса. "Не можем сразу для всех так сделать, давайте снизим налоги для малых предприятий. Не можем сделать так для всего малого бизнеса, давайте - хотя бы для инновационных предприятий. Вторая вещь, которая имеет принципиальное значение,- это так называемые налоговые ловушки. Что это означает? Чисто психологически для предпринимателя, после того как он уже увел в тень половину или две трети оборота, снижение каких-то налогов на 1,5-2 процента ничего не меняет. Он не выйдет из тени. Да, действительно, у него улучшатся условия для инвестирования, расширения производства, но принципиально все останется по-прежнему. Это означает, что сложилась ситуация, когда, облегчая налоговый пресс на 0,1 процента от ВВП, нельзя вывести бизнес из тени, это безнадежное дело. Это не меняет поведения предпринимателей и не дает поступлений в бюджет.

Свое мнение по этому поводу высказывают и другие экономисты. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин в интервью "Интерфаксу" заявил, что считает приоритетным снижение ЕСН, и посоветовал не торопиться снижать НДС. "ЕСН представляет собой очень большой резерв, его можно сократить сразу как минимум на 4 пункта - ту часть, которая направляется в Пенсионный фонд", - сказал он, добавив, что, по оценкам, эффективная ставка этого налога сейчас составляет не более 25 процентов.

Е.Ясин считает, что снижение ЕСН не вызовет выпадения доходов, а, напротив, увеличит поступления. "Значительная часть работников получает деньги в конвертах, а не по ведомостям, чтобы не платить ЕСН из-за высокой ставки", - подчеркнул экономист, выразив уверенность, что снижение ЕСН приведет к увеличению поступлений, как это произошло ранее при реформировании подоходного налога.

Вместе с тем, по его мнению, необходимо осторожно подходить к предложениям о снижении налога на добавленную стоимость (НДС), поскольку этот налог, целиком зачисляемый в федеральный бюджет, является для него своеобразным "становым хребтом" бюджета.

Своя точка зрения на то, как нужно реформировать ЕСН, есть и в Совете Федерации. Комитет Совета Федерации по бюджету предлагает реформировать единый социальный налог путем отказа от финансирования за счет него медицинского и социального страхования и снижения оставшейся "пенсионной" ставки налога до 24 процентов, которую планируется распределить поровну между работодателем и работником.

Ирина Колодина

Депутаты опередили Касьянова В Госдуму внесен законопроект о радикальном снижении единого социального налога  »
Юридические статьи »
Читайте также