Последний налоговый бой

Премьер-министр Михаил Касьянов сегодня должен поставить точку в споре Минфина и Минэкономразвития о налоговой реформе. Ведомство Германа Грефа готово отказаться от идеи снижения НДС в пользу упрощения его возврата и снижения ЕСН. Правда, по признанию чиновников, в бюджете может не хватить денег и на такой консервативный вариант.

Минэкономразвития предлагает Касьянову на выбор три варианта налоговой реформы. Согласно первому в 2004 г. правительство разрешит мгновенный вычет "входящего" НДС по капвложениям и упростит возврат НДС для экспортеров. При этом существенно возрастут ставки налога на добычу полезных ископаемых - с 340 руб. до 400 руб. за тонну нефти и со 120 руб. до 208 руб. за 1000 куб. м газа с одновременной отменой 15% -ного газового акциза. "Мы предлагаем перераспределить таким образом налоговую нагрузку, чтобы ее снижение для нефтяной и газовой промышленности шло менее интенсивно, чем в других отраслях", - говорит глава департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаил Орлов. Правда, по расчетам министерства, такое повышение налога на нефтедобычу может снизить рентабельность отдельных компаний до отрицательных значений, в результате упадет и добыча. "Этого допустить нельзя, - считает чиновник. - Вместе с повышением налога надо ввести понижающий коэффициент 0,7 для месторождений, разработанных более чем на 80% ". Правда, с последним предложением, по словам Орлова, категорически не согласны его коллеги из Минфина.

С 2005 г. Минэкономразвития считает возможным реформировать ЕСН так, чтобы снижение ставки с 35,6% до 15% начиналось при средней зарплате на предприятии в 50 000 руб. в год, а не в 100 000 руб. , как сейчас. А ставка в 2% будет применяться к выплатам, превышающим 650 000 руб. Эффективная средняя ставка налога при этом снизится с нынешних 30% до 25%. В понедельник Минфин уже внес в правительство законопроект о снижении ЕСН с 2005 г. по схеме, полностью совпадающей с предложениями Минэкономразвития.

При этом сценарии бюджет недосчитается 99,2 млрд руб. в 2004 г. и 230 млрд руб. - в 2005 г.

По второму варианту реформы упрощение возврата экспортного НДС заменяется на снижение ставки с 20% до 18%. Выпадающие доходы казны составят 160 млрд руб. в 2004 г. и 374 млрд руб. - в 2005 г.

Согласно третьему сценарию НДС будет снижен на 2% с 2005 г. , а шкала ЕСН изменена с 2004 г. - тогда бюджет потеряет 168 млрд руб. в первый год реформы и 334 млрд руб. - во второй.

"Мы предпочитаем второй вариант, предусматривающий снижение НДС на 2% с 2004 г. , - говорит Орлов. - Но ни второй, ни третий сценарии не вписываются в заданные Минфином предельные показатели выпадающих доходов бюджета (не больше 1% ВВП. - "Ведомости") , и в этой ситуации единственно возможный путь - это компромисс между интересами экономики и бюджета, т. е. первый вариант".

Представители Минфина вчера отказались комментировать налоговые инициативы коллег.

Впрочем, все три варианта могут так и остаться на бумаге, поскольку Минэкономразвития и Минфин не сошлись в главном вопросе - как платить за реформы. "На прошлой неделе Кудрин пообещал, что средства стабилизационного фонда будут использоваться для целей налоговой реформы, и мы строили все три сценария, даже самый консервативный первый, с учетом этого", - говорит Орлов. Но первый замминистра финансов Сергей Шаталов и глава макроэкономического департамента Минфина Антон Силуанов уверяют, что министерство категорически против самой возможности компенсации выпадающих из-за реформы бюджетных доходов за счет стабфонда.

Анастасия Онегина

Минфин рассматривает три варианта снижения НДС и ЕСН с 2004 года.  »
Юридические статьи »
Читайте также