Великая энергетическая иллюзия

Намеченное на сегодня в Госдуме второе чтение пакета законопроектов о реформировании электроэнергетики Совет Думы решил перенести. Конкретный срок рассмотрения объявят на следующей неделе.

Не исключено, что депутаты вернутся к обсуждению этих законопроектов только в следующем году.

Очевидно, что реформа электроэнергетики по-прежнему вызывает много споров, оппоненты сходятся только в одном — отрасль действительно нуждается в преобразованиях.

Мы публикуем сегодня два диаметрально противоположных мнения депутатов Госдумы.

Иван Грачев, председатель партии

"Развитие предпринимательства":

На переносе настояли думские центристы, выдвинувшие ультиматум: без принятия закона о регулировании тарифов на тепло и электроэнергию обсуждать электроэнергетику они не будут. Считаю, что их решение продиктовано страхом перед грядущими выборами. Резкий рост цен на потребительском рынке как следствие реформ естественных монополий — аргумент для избирателей весьма доходчивый. Поэтому центристы прибегли к предвыборному маневру: согласиться на реформу РАО "ЕЭС" с условием законодательного фиксирования тарифов хотя бы до января 2004 года. А дальше жизнь покажет.

Центристы пытаются убедить, что ко второму чтению внесены какие-то поправки, улучшающие концепцию. Например, что тарифы будут раз в год утверждаться вместе с бюджетом. Полагаю, что данная поправка гроша ломаного не стоит: даже сегодня, когда у государства 52% акций компании, оно бессильно проводить в жизнь свои решения. Можно ли поверить, что позднее, когда РАО "ЕЭС" станет мощнейшей частной структурой, исполнительная власть сможет регулировать тарифы, добиваться обеспечения своих нужд?

Нам бросают приманку о конкуренции, при которой цены будут снижаться, и о притоке инвестиций, если отрасль реформируют в духе нынешней концепции раздробления. Но любой бизнес-план должен строиться на основе анализа рынка. И каждому, кто будет инвестировать в РАО "ЕЭС", нужны только доходы. Ничего другого в мире предпринимательства не бывает. Ставится задача собрать 100 млрд долл. за 10-15 лет для расширения и модернизации электроэнергетической отрасли. Резонно задать вопрос: как вернуть вложенные средства обратно, да еще с прибылью? Из каких источников? Возьмем наше население: поделим хотя бы основной долг в 100 млрд на 10 лет, полученный результат — на количество семей, и придем к тому, что каждой семье придется ежемесячно добавлять минимум по 300 рублей на оплату электроэнергии. Понятно, что наше нищее население расплатиться за такого рода инвестиции будет не в силах.

Мы видим озабоченность Китая, который наращивать собственное энергопроизводство в нужных масштабах не может. Или взять экономику Германии, зависящей от наших поставок газа и электроэнергии. Налицо огромный спрос, которому практически нет альтернативы: запасы газа Северного моря подходят к концу, а ветряные установки для обеспечения промышленного производства, конечно же, нельзя рассматривать всерьез. Только российский газ и электричество — ничего другого у них в перспективе нет. Экспорт энергоносителей должен стать нашей национальной стратегией в условиях глобализации при максимально высоких ценах.

Если исполнительная власть ставит именно такие цели, тогда вся внутренняя конкуренция напрямую вредна нашей стране, потому что при раздробленности единой системы она обеспечит снижение цен на внешних рынках, зато взвинтит внутренние цены до уровня мировых.

Владимир Пехтин,

руководитель фракции "Единство":

Реформы все равно пойдут

Если бы пакет законопроектов по электроэнергетике не был принят в первом чтении, то реформа ЕЭС с учетом предвыборной политической конъюнктуры была бы отложена как минимум на 2-3 года, а может быть, и на пять лет. Без реформы наша электроэнергетика работать далее не может. Это приведет к выходу из строя оборудования, к отключениям света и тепла в домах, больницах, на промышленных объектах. Без реформы наша электроэнергетика окажется в положении, когда из-за отсутствия государственных капиталовложений и частных инвестиций единственным источником поддержания ее жизнеспособности стал бы рост тарифов. А поскольку платежеспособность населения не беспредельна, российская энергетика может развалиться и Россия погрузится во мглу.

Если не принять пакет законов, реформы в РАО "ЕЭС России" все равно пойдут, но вне рамок правового поля. Последствия "стихийного" реформирования, вернее, "растаскивания" объекта такого масштаба привели бы к не менее опасным для страны последствиям и в части роста тарифов, и развала единства энергетической системы, и перебоев в снабжении светом и теплом. Получилось бы так же, как с рынком земли, которая из-за длительного отсутствия закона оказалась уже распроданной кому попало, без каких-либо выгод для государства и граждан. Поэтому я как человек, знающий энергетику "изнутри", проработавший в ней более 30 лет, считаю принятие пакета по реформированию электроэнергетики, если угодно, событием историческим.

Иван Грачев, Владимир Пехтин, депутаты Госдумы

Согласованный вариант закона о госрегулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию будет рассмотрен Госдумой 19 декабря  »
Юридические статьи »
Читайте также