Радиомост

Совместный проект "Радио России" и газеты "Вечерний Петербург"

Целевые программы - мимо цели?

Эти программы пишут специально для решения конкретных задач; на них выделяют отдельные бюджетные деньги; есть четкие сроки действия программы. Казалось бы, и результат должен быть очевидный. Тем не менее у целевых программ есть как сторонники, считающие, что такие программы более эффективно выполняют поставленные задачи; так и противники, утверждающие, что целевая программа - удобная "воронка", куда бесконтрольно утекают деньги, поскольку никаких внятных критериев оценки программ нет.

Об эффективности и неэффективности целевых программ дискутировали с ведущей Наталией Савощик в "Радиоклубе на Итальянской" Наталья Евдокимова, депутат Законодательного собрания, председатель постоянной комиссии по социальным вопросам; Татьяна Виноградова, политолог, директор программ Гуманитарно-политологического центра "Стратегия", кандидат политических наук; Наталья Данилова, социолог, научный сотрудник Европейского университета в СПб, кандидат социологических наук.

Наталия Савощик: - Наталья Леонидовна, сколько сейчас в городе действует целевых программ?

Наталья Евдокимова: - Программы очень разные. Они разнятся по сроку исполнения: есть годовые, есть многолетние. Разнятся по направлениям: медицинские (в основном связанные с конкретным заболеванием - диабет, кардиология, СПИД, гепатит и т. д.); медико-социальные (дети-инвалиды; создание системы центров реабилитации инвалидов); просто социальные (система поддержки молодежи; здесь три программы сейчас действуют - "Молодежи - доступное жилье", "Профилактика правонарушений среди молодежи" и "Профилактика наркомании среди молодежи"). К сожалению, программы, которые завершились в прошлом году (в частности, "Дети-инвалиды), не возобновлены. Программа "Дети-сироты" пока действует. Идут программы "Молодежи - доступное жилье", программа ипотечного кредитования - так что в городе сейчас действует не более десятка программ.

Н. С.: - Но ведь идет процесс их сворачивания?

Н. Е.: - Мало того - идет процесс их недофинансирования. И в 2006 году программы будут недофинансированы. Совместно депутатами ЗакСа, членами бюджетно-финансового комитета, а также представителями администрации Петербурга создана Рабочая группа, названная очень хитро: "Оптимизация расходов на целевые программы"; я там бьюсь за каждую циферку, но нещадно режут все мои социальные программы.

Н. С.: Вопрос Татьяне Виноградовой: когда урезают финансирование целевой программы, работает ли это на ее реальное выполнение?

Татьяна Виноградова: - Сам механизм формирования целевых программ дает противникам этих программ пищу для критики. Есть мнение, что целевые программы нужны, поскольку это, во-первых, комплексный подход и, во-вторых, экономический метод, позволяющий решать проблемы с минимальным вложением средств. Но нет критериев, по которым можно оценить: действительно ли по необходимости урезают финансирование программы. Нет доступа к необходимой информации.

Н. С.: - Давайте проиллюстрируем "комплексность" подхода. Например, если говорить о профилактике наркомании в молодежной среде - понятно, что нужно взаимодействие межведомственное: подключаются комитет по здравоохранению, комитет по молодежной политике, комитет по образованию; а также общественные организации и другие заинтересованные лица...

Т. В.: - Да, но иногда у разных ведомств различное понимание того, как решать проблемы и как тратить деньги.

Н. Е.: - Абсолютно согласна, в комплексной программе участвует до десятка ведомств, и каждое видит проблему по-своему. Надо создавать межведомственную комиссию, и все, что каждый "видит по-своему", - обсуждать на этой комиссии. Программа по профилактике наркозависимости долго не могла начаться именно потому, что для медиков наркозависимость - "болезнь", для социологов - "социальная болезнь", для "молодежников" - "болезнь в молодежной среде", для комитета по культуре - недостаток культуры, спорткомитет говорит - "надо всем спортом заняться". Мы долго обсуждали, каждый вносил лепту - и получилась программа, которая сочетает в себе методы борьбы разных ведомств с этим злом.

И о непрозрачности. Пока не будет ежемесячного контроля над выполнением программы, будет так, как в программе по профилактике правонарушений, - когда комитет по физкультуре и спорту потратил кучу денег на закупку невиданно дорогих футбольных ворот, которые теперь найти никто не может.

Н. С.: - Я прошу Наталью Данилову, как социолога, который занимался экспертизой одной из программ, уточнить и расставить акценты в том, о чем сейчас говорили.

Наталья Данилова: - Обидно, что как раз программа, связанная с детьми - по профилактике правонарушений несовершеннолетними, - оказалась одной из наиболее коррумпированных. В этой программе работает несколько комитетов, и часто результаты их работы не соотносятся друг с другом, в том числе и на уровне оценки результатов. Приведу пример. В этой программе одной из форм профилактики было создание службы социальных работников. Мы опрашивали этих социальных работников, судей, специалистов из негосударственных учреждений, которые работают с детьми, - и они сказали, что главная задача не только в создании служб соцработников, но и в том, чтобы были учреждения, где непосредственно оказывали бы помощь несовершеннолетним. Очень позитивно наши респонденты оценили одно из таких учреждений - Комплексный центр социальной защиты детей и подростков. Но он был создан в рамках другой целевой программы, "Семейная политика", курируемой не комитетом по молодежной политике, а комитетом по делам семьи и детства. И эти результаты оказались "наверху" неоцененными. Должны быть критерии не только "технической" эффективности, но и социальной эффективности. Иначе в отчете комитета по молодежной политике о проделанной работе мы видим: создано столько-то мест для соцработников, для несовершеннолетних, проведено 2 семинара, издана брошюра, - и это априори подается как показатель социальной эффективности. И оценивать программу должны не только службы, делающие эту программу, но и непосредственно люди, ради которых программа задумана. А на сегодня такой механизм оценки не предусмотрен.

Н. Е.: - С Натальей Юрьевной я хочу немножко поспорить. Мне очень обидно, что программу, выстраданную, одну из самых эффективных назвали самой коррумпированной. Не надо так говорить на примере одного комитета. Создано шесть центров - так называемые площадки "Нового поколения" - в которых работают подростки, совершившие правонарушение, преступление, но не помещенные в колонии. Так вот, рецидив у них практически близок к нулю. Это не критерий?

Н. Д.: - Вероятно, "коррумпированность" - неточный термин. Я основывалась на отчете контрольно-счетной палаты Петербурга о проверке законности и эффективности целевого использования средств бюджета.

Н. Е.: - Но там не говорится о нецелевом использовании средств - там есть "неоптимальное использование средств". Хотя мне не очень понятно, что имелось в виду.

Н. С.: - Очень обтекаемая формулировочка! И когда эксперты говорят, что, возможно, за этим стоит воровство, можно все отрицать...

Телефон: "Горчакова Елена Григорьевна. Я бы хотела узнать о целевой программе ипотечного кредитования. Меня интересует порядок рассмотрения моей заявки в жилищном комитете. Мое дело "отказывается" третий раз, мне говорят, что у меня более поздняя дата постановки на учет в администрации. Насколько я знаю, время постановки на учет влияет на размер субсидии, но не на само рассмотрение заявления".

Н. Е.: - Действительно, существует такой критерий, как сроки постановки на учет. Любая жилищная программа охватывает только тех граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, и пока единственный критерий такой "нуждаемости" - постановка на учет. И кто раньше поставлен, тот имеет право быстрее получить ипотечное кредитование. Но мы разрабатываем новые критерии, и надеюсь, к лету этого года выйдут новые законы о поддержке жителей Петербурга в улучшении жилищных условий.

Телефон: "Я пенсионерка. Существуют ли цифры, сколько в городе пенсионеров - не блокадников, не ветеранов - а простых, живущих ниже прожиточного минимума? Не пора ли создать для них целевую программу?"

Н. Е.: - В Петербурге около 200 тысяч пенсионеров, как вы говорите, "простых", не имеющих никаких льгот. Я вас порадую: скоро мы будем рассматривать закон, который повышает прожиточный минимум. Просто сейчас прожиточный минимум считают по старому закону, а потребительская корзина ему абсолютно не соответствует... Кроме того, предлагается еще одна поправка в закон: доплачивать к пенсии инвалидам второй группы. Посмотрим, как на это предложение отреагирует власть. А насчет программы для пенсионеров - обязательно подумаю.

Телефон: "Галина Александровна. Я вышла на пенсию, проживаю с сыном в небольшой комнате. Сын подал заявление в программу "Молодежи - доступное жилье". Но то, что нам предложили - просто нереально! Первый взнос - 10 тысяч долларов, и потом за 5 лет нужно выплатить оставшиеся 70%".

Н. Е.: - Галина Александровна, сейчас внесена поправка (надеюсь, ее примут), в которой говорится о возможности ссудонакопительства. Нужно сделать заявку в программу сейчас и накапливать деньги для первого взноса. Как накопите - будете первыми в этой программе. Более того, возможна рассрочка не на 5, а на 10 лет. Ваш сын будет зарабатывать, пусть деньги откладывает, - а банки предоставят кредит под эту программу на 10 лет. Кроме того, есть возможность получить бесплатные субсидии, но я не знаю подробностей ваших обстоятельств - надо отдельно разбираться.

Н. С.: - Я знаю, что и программу "Молодежи - доступное жилье" рассматривали эксперты с точки зрения ее эффективности.

Т. В.: - Дело в том, что контрольно-счетная палата несколько запаздывает со своими отчетами о том, каким образом реализуются целевые программы. Вы посмотрите, на что мы сейчас ссылаемся: на проверки за 2002 - 2003 годы! Необходимо делать выводы ежемесячно. Центр "Стратегия" провел общественный мониторинг двух целевых программ - "Молодежи - доступное жилье" и "Профилактика правонарушений несовершеннолетних"; было очевидно, что сложно анализировать ситуацию по документам, и мы провели экспертный опрос людей, реализующих программу. Например, относительно программы "Молодежи - доступное жилье" вывод, в общем-то, лежал на поверхности: программа уже не отражает своего названия. Ее клиентами становятся не социально необеспеченные, а те, кто может воспользоваться и другими механизмами - в частности, ипотечным кредитованием. Когда программа задумывалась, стоимость жилья была несколько иная, чем сейчас; кроме того, постоянно сокращалось финансирование программы, менялись механизмы предоставления жилья и цели программы. Целью было - чтобы 1, 5 тысячи семей к 2010 году получили жилье; сложно надеяться, что это будет реализовано.

Н. Е.: - Вы не совсем правы. Программа изначально была рассчитана на людей, которые смогут зарабатывать. В чем была их проблема? Есть огромная очередь на жилье, не двигающаяся с 10 октября 1979 года, и есть люди, особенно молодые семьи, которые говорят: у нас есть часть денег, мы можем вкладываться, подскажите, как быть! Государство вкладывает деньги, чтобы увеличивать количество квартир, которые могут купить молодые люди. На момент вселения их в квартиру цена фиксируется и больше не увеличивается. И если у семьи рождается ребенок, он получает бесплатно свои 18 метров (в новой редакции будет 20). А ипотека - это другое; ты должен сам заключить договор с банком, сам доказывать свою кредитоспособность - эта программа изначально была построена не для тех, кто социально незащищен.

Н. С.: - Сегодня финансирование программы "Молодежи - доступное жилье" достаточное?

Н. Е.: - Любая программа имеет недостаточное финансирование. В Москве подобная программа финансируется ежегодно из бюджета города в сумме 300 млн. рублей. Наш бюджет выделял на программу 20 миллионов рублей, в этом году выделил 40, в следующем - 80, но потом дойдем до 180 миллионов рублей... К сожалению, целевые программы сейчас не разрабатываются. Хотя я в этом споре между законодательной и исполнительной властью все-таки победила: ныне в бюджетный кодекс заложено, что ни одна строка бюджета не может быть не подкреплена законом. И все же - если с количественными критериями в оценке программы все понято (столько надо построить - столько и построили), то с качественными - гораздо труднее: предположим, программа "Дети-сироты" - какой качественный критерий? сколько они пятерок получат? сколько времени в лагерях проведут? Тут надо хорошо подумать. И комитет по экономической политике и торговле как раз сейчас разрабатывает общие критерии, чтобы видеть результаты не потом, проводя мониторинг, а постоянно, - как, например, у нас в программе по профилактике правонарушений: рабочая группа месяц за месяцем отслеживает ситуацию.

Н. Д.: - Наше исследование выявило много общественных организаций, работающих очень эффективно с несовершеннолетними, но практика показывает, что госструктуры и общественные организации не взаимодействуют. Такая крупная общественная организация, как "Гражданский контроль", нередко проводит семинары, но на них чаще всего присутствуют сами общественники; в свою очередь чиновники и депутаты создают свои рабочие группы, где обсуждают эти же проблемы. Возникает даже вопрос: хотят ли наши власти узнать, что думает общество?

Н. Е.: - Все депутатские слушания открыты. И, кстати, во всех семинарах "Гражданского контроля" я принимаю участие, у нас очень хорошая связь. Если вы говорите, что этого недостаточно, то нужно посмотреть, каков критерий "достаточности".

Н. С.: - И все-таки, нужны ли целевые программы?

Н. Е.: - Целевые программы нужны. Это единственный метод, когда все комитеты, не "растекаясь мыслью по древу", сосредоточиваются на исполнении определенной цели и оптимально тратят средства. Вот были такие программы, как "Психиатрия", "Туберкулез", "Диабет", "Онкология" и прочее, - и развивались эти направления в городе. Сейчас, к сожалению, программы закрываются.

Т. В: - Целевые программы нужны, но их нужно разрабатывать таким образом, чтобы можно было ежемесячно контролировать. И целевые программы должны разрабатываться с участием общественных организаций, как делается во всех городах

Проще украсть брэнд, чем купить его Плагиат чужих товарных знаков стал неотъемлемой чертой отечественных предпринимателей  »
Юридические статьи »
Читайте также