Радиомост

Совместный проект "Радио России" и газеты "Вечерний Петербург"

Целевые программы - мимо цели?

Эти программы пишут специально для решения конкретных задач; на них выделяют отдельные бюджетные деньги; есть четкие сроки действия программы. Казалось бы, и результат должен быть очевидный. Тем не менее у целевых программ есть как сторонники, считающие, что такие программы более эффективно выполняют поставленные задачи; так и противники, утверждающие, что целевая программа - удобная "воронка", куда бесконтрольно утекают деньги, поскольку никаких внятных критериев оценки программ нет.

Об эффективности и неэффективности целевых программ дискутировали с ведущей Наталией Савощик в "Радиоклубе на Итальянской" Наталья Евдокимова, депутат Законодательного собрания, председатель постоянной комиссии по социальным вопросам; Татьяна Виноградова, политолог, директор программ Гуманитарно-политологического центра "Стратегия", кандидат политических наук; Наталья Данилова, социолог, научный сотрудник Европейского университета в СПб, кандидат социологических наук.

Наталия Савощик: - Наталья Леонидовна, сколько сейчас в городе действует целевых программ?

Наталья Евдокимова: - Программы очень разные. Они разнятся по сроку исполнения: есть годовые, есть многолетние. Разнятся по направлениям: медицинские (в основном связанные с конкретным заболеванием - диабет, кардиология, СПИД, гепатит и т. д.); медико-социальные (дети-инвалиды; создание системы центров реабилитации инвалидов); просто социальные (система поддержки молодежи; здесь три программы сейчас действуют - "Молодежи - доступное жилье", "Профилактика правонарушений среди молодежи" и "Профилактика наркомании среди молодежи"). К сожалению, программы, которые завершились в прошлом году (в частности, "Дети-инвалиды), не возобновлены. Программа "Дети-сироты" пока действует. Идут программы "Молодежи - доступное жилье", программа ипотечного кредитования - так что в городе сейчас действует не более десятка программ.

Н. С.: - Но ведь идет процесс их сворачивания?

Н. Е.: - Мало того - идет процесс их недофинансирования. И в 2006 году программы будут недофинансированы. Совместно депутатами ЗакСа, членами бюджетно-финансового комитета, а также представителями администрации Петербурга создана Рабочая группа, названная очень хитро: "Оптимизация расходов на целевые программы"; я там бьюсь за каждую циферку, но нещадно режут все мои социальные программы.

Н. С.: Вопрос Татьяне Виноградовой: когда урезают финансирование целевой программы, работает ли это на ее реальное выполнение?

Татьяна Виноградова: - Сам механизм формирования целевых программ дает противникам этих программ пищу для критики. Есть мнение, что целевые программы нужны, поскольку это, во-первых, комплексный подход и, во-вторых, экономический метод, позволяющий решать проблемы с минимальным вложением средств. Но нет критериев, по которым можно оценить: действительно ли по необходимости урезают финансирование программы. Нет доступа к необходимой информации.

Н. С.: - Давайте проиллюстрируем "комплексность" подхода. Например, если говорить о профилактике наркомании в молодежной среде - понятно, что нужно взаимодействие межведомственное: подключаются комитет по здравоохранению, комитет по молодежной политике, комитет по образованию; а также общественные организации и другие заинтересованные лица...

Т. В.: - Да, но иногда у разных ведомств различное понимание того, как решать проблемы и как тратить деньги.

Н. Е.: - Абсолютно согласна, в комплексной программе участвует до десятка ведомств, и каждое видит проблему по-своему. Надо создавать межведомственную комиссию, и все, что каждый "видит по-своему", - обсуждать на этой комиссии. Программа по профилактике наркозависимости долго не могла начаться именно потому, что для медиков наркозависимость - "болезнь", для социологов - "социальная болезнь", для "молодежников" - "болезнь в молодежной среде", для комитета по культуре - недостаток культуры, спорткомитет говорит - "надо всем спортом заняться". Мы долго обсуждали, каждый вносил лепту - и получилась программа, которая сочетает в себе методы борьбы разных ведомств с этим злом.

И о непрозрачности. Пока не будет ежемесячного контроля над выполнением программы, будет так, как в программе по профилактике правонарушений, - когда комитет по физкультуре и спорту потратил кучу денег на закупку невиданно дорогих футбольных ворот, которые теперь найти никто не может.

Н. С.: - Я прошу Наталью Данилову, как социолога, который занимался экспертизой одной из программ, уточнить и расставить акценты в том, о чем сейчас говорили.

Наталья Данилова: - Обидно, что как раз программа, связанная с детьми - по профилактике правонарушений несовершеннолетними, - оказалась одной из наиболее коррумпированных. В этой программе работает несколько комитетов, и часто результаты их работы не соотносятся друг с другом, в том числе и на уровне оценки результатов. Приведу пример. В этой программе одной из форм профилактики было создание службы социальных работников. Мы опрашивали этих социальных работников, судей, специалистов из негосударственных учреждений, которые работают с детьми, - и они сказали, что главная задача не только в создании служб соцработников, но и в том, чтобы были учреждения, где непосредственно оказывали бы помощь несовершеннолетним. Очень позитивно наши респонденты оценили одно из таких учреждений - Комплексный центр социальной защиты детей и подростков. Но он был создан в рамках другой целевой программы, "Семейная политика", курируемой не комитетом по молодежной политике, а комитетом по делам семьи и детства. И эти результаты оказались "наверху" неоцененными. Должны быть критерии не только "технической" эффективности, но и социальной эффективности. Иначе в отчете комитета по молодежной политике о проделанной работе мы видим: создано столько-то мест для соцработников, для несовершеннолетних, проведено 2 семинара, издана брошюра, - и это априори подается как показатель социальной эффективности. И оценивать программу должны не только службы, делающие эту программу, но и непосредственно люди, ради которых программа задумана. А на сегодня такой механизм оценки не предусмотрен.

Н. Е.: - С Натальей Юрьевной я хочу немножко поспорить. Мне очень обидно, что программу, выстраданную, одну из самых эффективных назвали самой коррумпированной. Не надо так говорить на примере одного комитета. Создано шесть центров - так называемые площадки "Нового поколения" - в которых работают подростки, совершившие правонарушение, преступление, но не помещенные в колонии. Так вот, рецидив у них практически близок к нулю. Это не критерий?

Н. Д.: - Вероятно, "коррумпированность" - неточный термин. Я основывалась на отчете контрольно-счетной палаты Петербурга о проверке законности и эффективности целевого использования средств бюджета.

Н. Е.: - Но там не говорится о нецелевом использовании средств - там есть "неоптимальное использование средств". Хотя мне не очень понятно, что имелось в виду.

Н. С.: - Очень обтекаемая формулировочка! И когда эксперты говорят, что, возможно, за этим стоит воровство, можно все отрицать...

Телефон: "Горчакова Елена Григорьевна. Я бы хотела узнать о целевой программе ипотечного кредитования. Меня интересует порядок рассмотрения моей заявки в жилищном комитете. Мое дело "отказывается" третий раз, мне говорят, что у меня более поздняя дата постановки на учет в администрации. Насколько я знаю, время постановки на учет влияет на размер субсидии, но не на само рассмотрение заявления".

Н. Е.: - Действительно, существует такой критерий, как сроки постановки на учет. Любая жилищная программа охватывает только тех граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, и пока единственный критерий такой "нуждаемости" - постановка на учет. И кто раньше поставлен, тот имеет право быстрее получить ипотечное кредитование. Но мы разрабатываем новые критерии, и надеюсь, к лету этого года выйдут новые законы о поддержке жителей Петербурга в улучшении жилищных условий.

Телефон: "Я пенсионерка. Существуют ли цифры, сколько в городе пенсионеров - не блокадников, не ветеранов - а простых, живущих ниже прожиточного минимума? Не пора ли создать для них целевую программу?"

Н. Е.: - В Петербурге около 200 тысяч пенсионеров, как вы говорите, "простых", не имеющих никаких льгот. Я вас порадую: скоро мы будем рассматривать закон, который повышает прожиточный минимум. Просто сейчас прожиточный минимум считают по старому закону, а потребительская корзина ему абсолютно не соответствует... Кроме того, предлагается еще одна поправка в закон: доплачивать к пенсии инвалидам второй группы. Посмотрим, как на это предложение отреагирует власть. А насчет программы для пенсионеров - обязательно подумаю.

Телефон: "Галина Александровна. Я вышла на пенсию, проживаю с сыном в небольшой комнате. Сын подал заявление в программу "Молодежи - доступное жилье". Но то, что нам предложили - просто нереально! Первый взнос - 10 тысяч долларов, и потом за 5 лет нужно выплатить оставшиеся 70%".

Н. Е.: - Галина Александровна, сейчас внесена поправка (надеюсь, ее примут), в которой говорится о возможности ссудонакопительства. Нужно сделать заявку в программу сейчас и накапливать деньги для первого взноса. Как накопите - будете первыми в этой программе. Более того, возможна рассрочка не на 5, а на 10 лет. Ваш сын будет зарабатывать, пусть деньги откладывает, - а банки предоставят кредит под эту программу на 10 лет. Кроме того, есть возможность получить бесплатные субсидии, но я не знаю подробностей ваших обстоятельств - надо отдельно разбираться.

Н. С.: - Я знаю, что и программу "Молодежи - доступное жилье" рассматривали эксперты с точки зрения ее эффективности.

Т. В.: - Дело в том, что контрольно-счетная палата несколько запаздывает со своими отчетами о том, каким образом реализуются целевые программы. Вы посмотрите, на что мы сейчас ссылаемся: на проверки за 2002 - 2003 годы! Необходимо делать выводы ежемесячно. Центр "Стратегия" провел общественный мониторинг двух целевых программ - "Молодежи - доступное жилье" и "Профилактика правонарушений несовершеннолетних"; было очевидно, что сложно анализировать ситуацию по документам, и мы провели экспертный опрос людей, реализующих программу. Например, относительно программы "Молодежи - доступное жилье" вывод, в общем-то, лежал на поверхности: программа уже не отражает своего названия. Ее клиентами становятся не социально необеспеченные, а те, кто может воспользоваться и другими механизмами - в частности, ипотечным кредитованием. Когда программа задумывалась, стоимость жилья была несколько иная, чем сейчас; кроме того, постоянно сокращалось финансирование программы, менялись механизмы предоставления жилья и цели программы. Целью было - чтобы 1, 5 тысячи семей к 2010 году получили жилье; сложно надеяться, что это будет реализовано.

Н. Е.: - Вы не совсем правы. Программа изначально была рассчитана на людей, которые смогут зарабатывать. В чем была их проблема? Есть огромная очередь на жилье, не двигающаяся с 10 октября 1979 года, и есть люди, особенно молодые семьи, которые говорят: у нас есть часть денег, мы можем вкладываться, подскажите, как быть! Государство вкладывает деньги, чтобы увеличивать количество квартир, которые могут купить молодые люди. На момент вселения их в квартиру цена фиксируется и больше не увеличивается. И если у семьи рождается ребенок, он получает бесплатно свои 18 метров (в новой редакции будет 20). А ипотека - это другое; ты должен сам заключить договор с банком, сам доказывать свою кредитоспособность - эта программа изначально была построена не для тех, кто социально незащищен.

Н. С.: - Сегодня финансирование программы "Молодежи - доступное жилье" достаточное?

Н. Е.: - Любая программа имеет недостаточное финансирование. В Москве подобная программа финансируется ежегодно из бюджета города в сумме 300 млн. рублей. Наш бюджет выделял на программу 20 миллионов рублей, в этом году выделил 40, в следующем - 80, но потом дойдем до 180 миллионов рублей... К сожалению, целевые программы сейчас не разрабатываются. Хотя я в этом споре между законодательной и исполнительной властью все-таки победила: ныне в бюджетный кодекс заложено, что ни одна строка бюджета не может быть не подкреплена законом. И все же - если с количественными критериями в оценке программы все понято (столько надо построить - столько и построили), то с качественными - гораздо труднее: предположим, программа "Дети-сироты" - какой качественный критерий? сколько они пятерок получат? сколько времени в лагерях проведут? Тут надо хорошо подумать. И комитет по экономической политике и торговле как раз сейчас разрабатывает общие критерии, чтобы видеть результаты не потом, проводя мониторинг, а постоянно, - как, например, у нас в программе по профилактике правонарушений: рабочая группа месяц за месяцем отслеживает ситуацию.

Н. Д.: - Наше исследование выявило много общественных организаций, работающих очень эффективно с несовершеннолетними, но практика показывает, что госструктуры и общественные организации не взаимодействуют. Такая крупная общественная организация, как "Гражданский контроль", нередко проводит семинары, но на них чаще всего присутствуют сами общественники; в свою очередь чиновники и депутаты создают свои рабочие группы, где обсуждают эти же проблемы. Возникает даже вопрос: хотят ли наши власти узнать, что думает общество?

Н. Е.: - Все депутатские слушания открыты. И, кстати, во всех семинарах "Гражданского контроля" я принимаю участие, у нас очень хорошая связь. Если вы говорите, что этого недостаточно, то нужно посмотреть, каков критерий "достаточности".

Н. С.: - И все-таки, нужны ли целевые программы?

Н. Е.: - Целевые программы нужны. Это единственный метод, когда все комитеты, не "растекаясь мыслью по древу", сосредоточиваются на исполнении определенной цели и оптимально тратят средства. Вот были такие программы, как "Психиатрия", "Туберкулез", "Диабет", "Онкология" и прочее, - и развивались эти направления в городе. Сейчас, к сожалению, программы закрываются.

Т. В: - Целевые программы нужны, но их нужно разрабатывать таким образом, чтобы можно было ежемесячно контролировать. И целевые программы должны разрабатываться с участием общественных организаций, как делается во всех городах - Томске, Самаре, Новосибирске, Петрозаводске... У нас, же, в Санкт-Петербурге, межсекторное взаимодействие очень слабое.

Н. Д.: - Конечно, в ходе программ создаются службы, то есть некий социальный инструмент, - но эффективность этого инструмента очень сложно оценить. А поскольку оценить эффективность сложно - я не могу сказать, нужны ли целевые программы.

Н. С.: - На мой взгляд, разобраться в этом можно, только создав ясные и четкие критерии оценки эффективности программ. И чтобы мы поняли, что работает в нашем городе, а что не работает, действительно нужно взаимодействие всех структур - как официальных, так и общественных, и, разумеется, широкое информирование об этом жителей Петербурга через средства массовой информации.

СООБЩЕНИЯ, пришедшие на пейджер во время прямого эфира

Целевые программы нужны, но они не эффективны, потому что во власти слишком много мошенников. Ирина Афанасьевна.

Наталье Евдокимовой: какие целевые программы коснутся обычных пенсионеров, не достигших 65 лет, и почему таким пенсионерам помогают хуже всего? Нина Ивановна.

Как ваши программы помогают детям Чернобыля? или это чужие дети? Стася.

Я бы хотела узнать, какие меры будут приняты для болеющих туберкулезом, какое будет социальное обеспечение.

Создайте, пожалуйста, почечный центр. У нас не делается основной анализ и диагноз невозможно поставить. В год умирает более 1000 человек от почечной недостаточности.

Расскажите о программе с бомжами и их лечении.

Деньги в Московском районе в ночлежке разворовываются.

Животных у нас убивают. А программа "Зов" не имеет пейджера. Просим организовать для защиты животных пейджер. Людмила Ивановна.

Не тратьте деньги на программу борьбы с наркоманией. Лучше выкупите какой-нибудь телеканал и отдайте его в руки порядочных людей. Ирина Афанасьевна.

Считаю, что бесконтрольность всех программ приводит к воровству денег из бюджета. Зачем нам нужны такие программы? Маргарита.

Наши родители в 1964 году купили 3-комнатную квартиру. Мы с мужем, будучи молодыми специалистами, в 1975 году тоже купили 3-комнатную квартиру. Нашим детям уже ничего не светит. Город заселяется неизвестно кем. Значит, это кому-то выгодно. Ангелина Сергеевна.

Дети, которые были забраны вместе с родителями во время репрессий, все-таки были защищены заботой матери. Дети, оставшиеся без матери в войну и голод, брошенные беспризорники. При разработке закона нужно это понимать.

Когда будет поднят прожиточный минимум? Депутаты просто не ходят в магазин. За один только апрель цены поднялись на 10 - 12 руб. Галина Александровна.

Почему вы, Наталья Леонидовна, не отказались от льгот, которые обходятся налогоплательщикам в 1 месяц 150 000 руб. - пользование личным автомобилем? Эти бы деньги пустить на реализацию программ. Анна Григорьевна Лягина.

У нас в каждом доме имеется наркоделец, и мы даже знаем их в лицо. А телефоны доверия никогда не отвечают. Умышленно не сообщают телефонов - как же можно помочь? Милиция и наркоманы заодно. Милиция ничего не хочет делать.

Я Иванова Тамара Васильевна. В результате монетизации произошло позорное недоразумение, когда дети-инвалиды и их родители лишились льготы по бесплатному проезду. Когда этот вопрос будет рассмотрен?

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Журенкова Екатерина Константиновна, Приморский р-н, Ланское шоссе, д.16, корпус 4. Мне недоплачивают пенсию. Помогите, пожалуйста.

Можно ли считать малоимущими всех неработающих пенсионеров? На что же им жить? Кроме льготников, никто не должен жить? Виктор Иванович.

Почему при начислении соц. помощи начали учитывать ЕДВ? Красное село, Владимир Васильевич Васильев.

У нас в Пушкине нет совершенно льготных лекарств. Никаких! Я слепая, не могу одна ходить. Волкова Александра Владимировна.

Социальный пакет дает право на санаторно-курортное лечение. В санаториях все процедуры платные. Одна ванна стоит 150 руб. Вера Степановна.

Мне 68 лет. С декабря мне должны платить прожиточный минимум - 3 тысячи рублей. Собес отказывается платить, уменьшая пенсию. И даже за медалью мне пришлось ехать в исполком. Адрес: Тамбовская, 35. Фрунзенский собес. Талан.

Я инвалид 3-й степени, мне сделали добавку и тут же лишили компенсации, поскольку она входит в прожиточный минимум - 2900. Одной рукой дают, другой отнимают. Тамара Ивановна.

По поводу программ соц.защиты инвалидов - мы оба инвалида, я и сын, пенсии 900 и 1900 руб. В связи с монетизацией помощь в собесе, которую мы получали до 2004 года по ГСП сейчас отменена.

Когда повысят пенсию детям блокадного Ленинграда? У меня пенсия 2000 руб. Я почти умираю с голода. Людмила Ивановна.

Я Осташкина Людмила Васильевна, живу на пр. Пятилеток, 16, корпус 2. В августе 2004 исполнилось 80 лет, по старости не получила ни копейки. Все обещают и обещают в собесе! Помогите, пожалуйста. Есть ли у вас контроль за работниками собесов?

Дмитренко Эра Викторовна, пенсионер. Не имею детей, осталась одна в кооперативной квартире. Почему ЗакС принял огульно решение взимать плату за излишки площади в кооперативной квартире?

Наталья Леонидовна, сколько недоплачено пенсионерам в СПб при передаче функций от собесов Пенсионному Фонду и как хранятся пенсионные дела? Пенсионеры Купчина.

Я Аникина Лидия Ефимовна, Красносельский р-н. Ветеран труда с 35-летним стажем. Инвалид 2-й группы. Получаю пенсию с нарушением. Обращалась в ПФ р-на, нет никакого действия. Прошу помочь.

Я инвалид 2-й группы, ветеран труда, имею правительственные награды. Местная власть лишила нас платы за проезд 230 руб. "Горячая линия" из Москвы заявила, что это самоуправство местных властей. Аркадий Николаевич.

Как получить страховую часть пенсии, если ее не доплачивают? В собесе заявление отставлено. Туда лишний раз не попасть. Дукмасова Ольга Николаевна, инвалид 2-й группы.

Я инвалид 2-й группы, у меня 2 инфаркта, сахарный диабет 2-го типа с 1985 года. Нужны таблетки. Я четвертый месяц не могу получить нужные лекарства. Инсулин мне нельзя, иначе я ослепну. Василий Петрович.

Подготовила Анастасия Долгошева

Проще украсть брэнд, чем купить его Плагиат чужих товарных знаков стал неотъемлемой чертой отечественных предпринимателей  »
Юридические статьи »
Читайте также