Мелких торговцев выводят из тени силой Чиновники наступают на серый сектор

СПб. За право мелкого бизнеса остаться работать на алкогольном рынке развернулась борьба. В ЗС Петербурга внесены два варианта закона об алкоголе.

Городское правительство приняло законопроект "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге", который устанавливает, что для того, чтобы компания имела право торговать алкоголем в розницу, ее уставный капитал должен быть от 500 тыс. рублей и выше. Однако законопроекту еще предстоит пройти слушания в ЗC Петербурга. Возможно, он будет подкорректирован, так как депутаты внесли альтернативный вариант закона, по которому уставный капитал должен быть не менее 150 тыс. рублей, а лицензия стоит 50 тыс. рублей (в правительственном варианте - 100 тыс. рублей).

Сила в простоте

Сейчас многие мелкорозничные точки оформлены на индивидуальных предпринимателей, но они, в соответствии с ФЗ 102 , с 1 июля 2006 г. лишаются права торговать алкоголем и, если хотят продолжать работать, вынуждены будут либо перерегистрироваться в ООО, либо убрать из ассортимента алкоголь. Зачастую предприниматели предпочитали оформить в уставный капитал минимально возможную по закону сумму - 10 тыс. рублей. Юрий Шестериков (080434)*, начальник управления регулирования алкогольного рынка КЭРППиТ, заявлял тогда: "Правительство Москвы снизило величину уставного капитала до 300 тыс. рублей, мы решили уменьшить ее до 100 тыс. рублей для того, чтобы малые компании могли остаться на рынке". Сейчас Юрий Шестериков сообщил "ДП": "Мы действуем в соответствии с принятым федеральным законом об алкоголе, логика которого - в укрупнении игроков алкогольного рынка. В России 217 тыс. ИП торгуют алкоголем, зачастую контрафактным, у государства нет возможности проконтролировать такое количество предприятий - проще укрупнить отрасль". Повышение планки уставного капитала чиновник объяснил тем, что это дает возможность контроля над рынком в условиях, когда тем же ФЗ отменены квотирование этилового спирта, акцизные склады и др.

В 2005 г. контролирующими органами было проверено около 15 тыс. организаций. В каждой третьей из них были зафиксированы нарушения (торговля с поддельными акцизными марками, без касс и лицензий и т.д.).

"Борьбе с контрафактной продукцией это никак не поможет, - считает предпринимательница Марина Журавлева. - Вместо того чтобы принимать меры в отношении подпольных производств алкоголя, чиновники в интересах сетевиков вытесняют с рынка мелкий бизнес". По ее мнению, сформировать уставный капитал в 500 тыс. рублей смогут не все работающие сейчас точки. "Многие торговые точки уже закрылись, и, возможно, их владельцы не будут регистрировать ООО, - говорит предпринимательница. - Больше всего их пугает то, что штрафы для ООО за все правонарушения в 10 раз больше, чем для ИП". "Кустарного производства алкоголя в Петербурге не так много - в этом году было обнаружено всего два подпольных производства, - парирует Юрий Шестериков. - Но в город завозится много продукции из Молдовы, с Украины ненадлежащего качества и без документов".

"Многие торговые точки уже закрылись, и, возможно, их владельцы не будут регистрировать ООО", - говорит ИП Марина Журавлева.

Валерий Драганов,председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму:

"Пусть малый бизнес печет, шьет, делает хорошую обувь. А алкоголем занимаются квалифицированные производители и операторы рынка. У ИП упрощенный бухучет, что при торговле алкоголем недопустимо. В отношении отмененных федеральным законодательством норм: региональные марки не позволяли производителям конкурировать и продавать на территории другого региона, а акцизные склады превратились в некоторых регионах в отстойники теневого оборота".

Лазарева Лидия

Юридические статьи »
Читайте также