Хорошо поедем первого апреля Транспортная реформа на марше

Подведены итоги второго конкурса пассажирских автобусных перевозок. Первый, напомним, закончился конфузом . Весной прошлого года его результаты были отменены решением Арбитражного суда , который признал, что условия конкурса противоречат закону о конкуренции.

По новым правилам , в тендере на обслуживание социальных перевозок с бюджетным субсидированием не участвовал главный монополист — ГУП «Пассажиравтотранс». За ГУП осталось обслуживание 50% наиболее напряженных социальных маршрутов, остальные переданы частным компаниям.

Конкурс проводился в два этапа. На первом, квалификационном, из 24 фирм-претендентов были выбраны 14. Они получили возможность побороться за право обслуживания 224 социальных маршрутов. Весь конкурсный объем перевозок был поделен на 37 лотов. На обслуживание одного лота могла претендовать компания, имеющая в своем парке не менее десяти автобусов большой вместимости.

На днях государственная конкурсная комиссия определила победителей. Это шесть компаний, которые последние годы занимали лидирующее положение на рынке коммерческих перевозок: ООО «Питер-авто», ОАО «Третий парк», ООО «Петербургская транспортная компания», ООО «Вест-сервис», ЗАО «Такси-2» и ЗАО «Барс».

— При подведении итогов, — комментирует результаты тендера председатель комитета по транспорту Александр Дацюк, — решающее значение имели два фактора: минимальный объем запрашиваемого перевозчиком бюджетного финансирования для обслуживания социальных маршрутов и максимальный объем работы, который перевозчик может обеспечить.

Таким образом, главная цель реформаторских преобразований в городском транспортном обслуживании — переложить бремя убыточных социальных перевозок на частные фирмы. Но горькую пилюлю пришлось основательно подсластить. За обслуживание одного социального маршрута фирма-победитель получила право работать на шести коммерческих. Прибыль от коммерческих перевозок и должна перекрыть убытки.

Например, компания «Питер-авто», выигравшая 13 лотов, должна вывести на социальные маршруты 262 автобуса большой вместимости и 1500 — коммерческих. «Третий парк» взял 11 лотов и готов выпустить на социальные маршруты 223 автобуса, 1287 — на маршруты коммерческие.

По условиям конкурса, компании-победители должны приступить к обслуживанию выигранных лотов не позднее 1 апреля. Процесс передачи социальных маршрутов от ГУП «Пассажиравтотранс» другим перевозчикам дело хлопотное. Однако три фирмы из шести намерены начать работу в новых условиях, правда, не в полном объеме уже с 1 февраля.

При всем критическом отношении петербуржцев к транспортной политике городской администрации нельзя не заметить некоторых положительных сдвигов. На магистралях появляется все больше красивых комфортабельных автобусов, да и ходить они стали все-таки чаще, чем два-три года назад. В ближайшем будущем существенных изменений в маршрутной социальной сети не предвидится. Она просто будет усиливаться с выходом на линии дополнительного подвижного состава. Сейчас на социальных маршрутах задействовано порядка 1300 автобусов большой вместимости.

— С 1 апреля, я думаю, ежедневно на линиях будет работать не менее 1500 автобусов, — говорит Александр Дацюк. — Что касается интервалов движения, то надо стремиться к интервалу менее 15 минут. Пока таковой выдерживается только на 30% всего объема перевозок. Наша задача: добиться, чтобы в таком режиме работала половина социальных маршрутов.

В то же время соотношение один к шести в условиях конкурса однозначно говорит о приоритетном развитии коммерческих автобусных перевозок, где цена поездки уже сегодня составляет 15 — 17 рублей.

— Коммерческие маршруты из бюджета не субсидируются, — напоминает Александр Дацюк, — поэтому тариф проезда на коммерческом автобусе регулируется спросом и предложением. Но еще в большей степени — тарифом на социальном транспорте.

По поводу возможного повышения проезда в социальном транспорте председатель комитета ответил дипломатично, что «пока никаких правоустанавливающих документов по изменению тарифов нет». Правда, мало кто сомневается, что цена в 10 рублей устоит недолго.

...Несколько проигравших компаний уже подали иски в Арбитражный суд в адрес комитета по транспорту. Наученные горьким опытом чиновники Смольного уверяют, что на этот раз осечки не будет, результаты тендера не удастся отменить. Документы конкурсных процедур готовились несколько месяцев, проходили юридическую экспертизу в двух профильных комитетах.

Но противостояния крупных и мелких игроков на рынке пассажирских перевозок вряд ли удастся избежать. Недовольные даже высказывают намерение остаться на своих маршрутах и работать после истечения договоров. Нарушителей обещают наказывать в административном порядке. Штрафные санкции для юридических лиц измеряются десятками тысяч рублей.

Эмма Беленкова

Мы должны научиться делать деньги из воздуха Если Киотский протокол и не повлияет на погоду, он позволит хотя бы обновить энергетику.  »
Юридические статьи »
Читайте также