Налоговые льготы продлили Учреждения культуры городского статуса освобождаются от налогов на землю и имущество

СПб. С нового года налоговое законодательство по отношению к учреждениям культуры претерпело принципиальное изменение и очередной раз доказало свое несовершенство.

В Петербурге сложилась ситуация, в которой учреждения культуры городского статуса по-прежнему освобождаются от налогов на землю и имущество, а федерального и областного - этих льгот лишаются.

Дело в том, что с 1 января 2006 г. утрачивают силу п. 7 ст. 381 НК РФи п. 3 и 8 ст. 395 НК РФ, которые освобождали учреждения культуры от уплаты налогов на имущество и на землю. Согласно российскому налоговому законодательству местные налоги, к которым относятся и земельный налог, и налог на имущество организаций, устанавливаются, вводятся в действие и прекращают свое действие Налоговым кодексом и законами субъектов Федерации. Устанавливая земельный налог и налог на имущество организаций, субъект Федерации может также устанавливать налоговые льготы. Что и было сделано 16 ноября 2005 г.: Законодательным собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" . В соответствии с ним "...освобождаются от уплаты земельного налога органы государственной власти Санкт-Петербурга и государственные учреждения, которые созданы органами государственнойвласти Санкт-Петербурга и деятельность которых осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на основе сметы доходов и расходов". Этот закон вступил в силу с 1 января и действует до отмены или до внесения в него изменений. Про учреждения, которые созданы не органами государственной власти СПб, а например, находятся в федеральном подчинении, не указано ни в законе СПб, ни в Налоговом кодексе.

В принятом 26 ноября 2003 г. ЗС СПб Законе "О налоге на имущество организаций" налоговые льготы вводятся для организаций "в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения" (п. 8 ст. 4-1 Закона). Данный закон действующий, вот только норма, перенесенная санкт-петербургскими законодателями в этот закон из Налогового кодекса, перестает действовать на федеральном уровне с 1.01.2006. Может ли налогоплательщик применять данную льготу, установленную СПб законом, если аналогичная ей отменена федеральным законодателем? Думается, что если правоприменение пойдет по пути придания ей характера налоговой льготы, установленной именно субъектом, которому дано право это делать в соответствии со ст. 372 п. 2 НК РФ, то может. Так или иначе, данная ситуация требует разрешения.

С моей точки зрения, это не столько жесткая мера со стороны налогового законодательства, а пробел, упущение. Как спрогнозировать развитие ситуации в будущем? Поскольку Минфину даны полномочия по разъяснению для налогоплательщиков налогового законодательства, очень важно, какие именно выводы последуют в его разъяснениях, да и налогоплательщикам данная информация весьма ценна именно сейчас, а не месяцев через пять-шесть. Тем не менее важно подчеркнуть, что эти разъяснения не входят в законодательство о налогах и сборах, и в случае возникновения спора с налоговыми органами налогоплательщику остается право доказывать свою позицию в судебном порядке.

Алексей Седов, начальник юридического отдела ООО "АБ-Консалт Инфо"

На заметку

Ближайшие темы публикаций

- обсуждение проекта о новых организационно-правовых формах учреждений культуры и его связь с налоговыми правоотношениями;

- ответы на вопросы читателей по правовым аспектам в сфере культуры (свои вопросы присылайте на belogrudova@dp.ru)

Редакция

Федералам повезет больше, чем областникам  »
Юридические статьи »
Читайте также