Государство борется с "обналом" Рост цен на обналичку заставляет бизнес выбирать между легализацией и новыми схемами

СПБ. В 2005 г. городское УФСБ начало войну против отмывания денег. В 2006-м участники рынка ожидают новых обысков.

С июня по ноябрь 2005 г. с интервалом в 2-3 месяца УФСБ были проведены три серии карательных действий в отношении банков и фирм, занимающихся обналичиванием. Дело возбуждено по ст. 172 УК РФ "Незаконная банковская деятельность", работа по расследованию проводилась совместно ФСБ и Росфинмониторингом. Если тенденция сохранится, то можно ожидать новую волну следственных и карательных мероприятий в отношении обналичивающих посредников.

Против "обнала" и экстремистов

Тот факт, что этим делом занимается именно Федеральная служба безопасности, в отделе экономической безопасности УФСБ по СПб и Ленобласти объясняют тем, что проведенные мероприятия связаны с выявлением финансирования незаконных вооруженных формирований и экстремистских организаций, которое может осуществляться именно за счет обналичиваемых средств. Борьба государства с "черным налом" имеет и международную подоплеку. Об этом говорит тот факт, что в декабре 2005 г. на заседании Межведомственной комиссии по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, под председательством руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктора Зубкова был рассмотрен проект Европейского Союза и Совета Европы "Совершенствование законодательства и правоприменительной практики по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в Российской Федерации". В работе комиссии приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти,Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации. В качестве второй причины проведения следственных мероприятий УФСБ выдвигает борьбу с уходом от налогов.

Бизнес не поверил

По мнению участников рынка, официальное заявление о том, что обыски и аресты счетов проводились в рамках борьбы с терроризмом, не выдерживает никакой критики. В первую очередь, искореняя обналичку, государство в лице ФСБ борется с уходом от налогов коммерческих фирм и с разворовыванием госсобственности. Именно перевод денег на счета так называемых "обнальных" фирм лежит в основе разворовывания бюджетных средств. Совершенно реальна ситуация, когда фирма, получившая государственный заказ, после обналичивания кладет треть денег себе в карман, треть идет на взятки чиновникам и еще треть (или меньше) -- собственно на исполнение заказа.

Передел рынка

Некоторые участники рынка считают, что карательные мероприятия были проведены с целью передела рынка и вывода нежелательных игроков. Учитывая общий объем рынка обналички, где счет идет на десятки миллиардов, изъятые средства - это "почти ничего". Что касается ареста счетов, то это лишь означает, что деньгами не может пользоваться их хозяин, но крупный банк, в котором находится счет, может. Возможно, что арестованные деньги прокручиваются и по сей день. Изъятые печати, скорее всего, принадлежали уже "мертвым" подставным фирмам.

Обналичивание через цепочку посредников

Главный фактор, влияющий на цену обналички, - это фактор личного знакомства. Он определяет, насколько хорошую цену даст клиенту обналичивающий посредник. Также цена на услугу зависит от суммы обналичиваемых средств: чем больше сумма - тем меньше процент. Изначально цена на обналичку задается неким внутренним тарифом, который находится в прямой зависимости от степени жесткости мер пресечения.

Фирма-клиент перечисляет деньги на счет подставной фирмы ООО "Рога и Копыта" по договору, например, за ремонт крыши или за маркетинговое исследование - услугу, факт осуществления которой сложно проверить.

Подставная фирма ООО "Рога & Копыта International"

ООО "Копыта & Рога International"

Деньги снимаются наличными, как правило, на приобретение ценных бумаг или на закупку сельскохозяйственной продукции.

Деньги от подставных фирм аккумулируются на счетах некоторых коммерческих банков.

Официальная комиссия Сбербанка составляет 3%. Затраты на обналичку на этом этапе - около 3,5%.

Коммерческая организация-клиент получает на руки деньги, с которых не платит налоги, но за вычетом процентов.

1 млн руб. - 5% = 950 тыс. руб.

Обналичивающий посредник получает за свои услуги около 0,5% (5 тыс. руб.).

Коммерческий банк получает за свои услуги до 1% (10 тыс. руб.).

- В январе 2005 г. услуги по обналичке на рынке стоили около 1,5% при объеме обналичиваемых средств от 1 млн рублей. Минимум - 0,7% (для особо крупных сумм). При этом внутренний тариф составлял около 0,2%.

- К маю 2005 г. внутренний тариф вырос до 0,4-0,5%, что привело к росту услуг по обналичке на рынке до 1,8%.

- С июня по октябрь, после первых операций ФСБ, тариф резко подскочил: рыночный - до 3,3%, внутренний - до 2%.

- С ноября и по сей день, после третьей операции ФСБ, рыночный тариф составляет 5% и выше, внутренний - около 3,5%.

Есть Мнение

Мария Андреева, ведущий юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры":

"Только одними обысками и иными карательными действиями можно решить проблему лишь локально - наказав одного или несколько "обнальщиков". Возможности для банков, занимающихся обналичиванием денег, связаны с несовершенством банковского законодательства. Необходимо ужесточение банковского контроля со стороны Центрального банка и Комитета финансового мониторинга. Также в совершенствовании нуждается законодательство о государственной регистрации юридических лиц, законодательство о нотариате - пробелы в этих отраслях законодательства не позволяют эффективно бороться с фирмами-однодневками, с участием которых обналичиваются деньги".

Баринов Михаил

Водные процедуры можно ли сделать воду в Петербурге чистой и дешевой  »
Юридические статьи »
Читайте также