Городскую среду загнали в рамки

Администрация Петербурга утвердила регламент внешнего благоустройства Петербурга. Документ, над которым власти работали 5 лет, задает рамки внешнего оформления для петербургских пешеходных зон, детских площадок, светильников, фасадов, оград, набережных, рекламных вывесок и т.п. В будущем все эти объекты будут создаваться исключительно в рамках принятого документа.

Регламент утвержден Распоряжением администрации Петербурга от 23 сентября 2002 года №1784-ра "О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Петербурга". Полный перечень сфер, которые будут регулировать принятый документ, указан в таблице. Как сообщил начальник управления эстетики городской среды Комитета по градостроительству и архитектуре Сергей Петченко, уже существующие объекты в случае "нарушения регламента" будут постепенно изменяться и приводиться в соответствие с требованиями принятого документа.

"Это колоссальная работа, над которой комитет работал 5 лет. На Западе подобные регламенты давно существуют. Они описывают каждую улицу, каждую урну! Там существуют целые тома с описанием, какой шрифт может быть использован в рекламном оформлении, – рассказывает Сергей Петченко. – Теперь с принятием этого документа любому, кто будет заниматься вопросами благоустройства, не нужно будет "изобретать велосипед" и получать всевозможные согласования, для него все будет прописано в этом регламенте".

По словам разработчиков документа, подобные регламенты уже существовали – во времена царской России. Глядя на дореволюционные фотографии Невского проспекта, в этом можно усомниться: сложно увидеть какую-либо упорядоченность в разнокалиберной рекламе, закрывающей плотным слоем фасады зданий.

"Не выше, не ярче"

Документ пытается создать рамки для всех объектов, которые так или иначе формируют городскую среду: вплоть до высоты и ширины тротуаров ("по всему периметру наружных стен зданий и заборов должна быть выполнена отмостка шириной не менее 60 см или тротуар шириной не менее 120 см, с уклоном от стены здания – 1-5%"), высоты светильников ("не ниже 2,5 м от поверхности тротуара") и цвета городских оград ("запрещается окраска ограждений в интенсивные тона").

С утверждением регламента некоторые способы "украшательства" зданий, широко используемые собственниками и арендаторами, станут незаконными: например, регламент запрещает фрагментарную покраску или облицовку локальных участков фасада – сейчас в центре города с этим можно нередко столкнуться: арендатор, приведя в порядок подведомственные ему помещения, окрашивает лишь фасад на уровне первого этажа. Запрещает регламент и застекление балконов и лоджий, не согласованное с архитектурным решением фасада. Также запрещено устанавливать наружные защитные оконные решетки, если они неодинаковы по рисунку, цвету и материалу.

Помимо запретительных рамок документ в некоторых случаях носит и приказной характер: "исполнительные органы государственной власти Петербурга могут принимать решение о декоративной подсветке фасадов зданий и сооружений, являющихся памятниками истории и культуры или имеющих важное градостроительное значение. Это решение является обязательным для собственников зданий и сооружений". Таким образом, если властям удастся добиться, чтобы регламент действительно исполнялся, проблема с подсветкой будет решена в кратчайшие сроки.

"Перемен!"

В среде компаний, занимающихся ландшафтным дизайном, существует мнение, что некоторую упорядоченность в оформление города вносить, безусловно, нужно. Однако некоторые фирмы жалуются на то, что иногда требования, которые петербургские чиновники предъявляют к оформлению, излишне консервативны. Сотрудники компании "Виста", которая разрабатывала дизайн подсветки строящегося в Стрельне Константиновского дворца, сетуют, что им не дали применять светильники современных форм. "Во всем мире используются светильники современного дизайна – во Франции в центральных частях города, в других европейских столицах. И внешний вид зданий это не портит, а только подчеркивает их художественную красоту. Однако нас загоняют в рамки "петербургского стиля". То есть стиля, который был распространен еще в XIX веке – с тяжеловесными чугунными фонарями, довольно стандартными решениями. Концепцию пришлось переделывать в соответствии с пожеланиями чиновников", – говорит коммерческий директор компании "Виста" Яна Дудник.

Валерий Грибанов

Юридические статьи »
Читайте также