Берегись автобуса...

В конце прошлого года наконец были определены, но, что странно, пока официально не названы победители второого этапа конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по городским и пригородным автобусным маршрутам . Настала пора реформирования и этой отрасли. К следующему - третьему - этапу допущены 14 частных компаний. И уже с 1 апреля 2006 года мы, возможно, поедем по-новому. Осталось выяснить одно - как?

"А теперь заслушаем начальника транспортного цеха"

Еще год назад правительство города вообще и комитет по транспорту в частности решили всерьез заняться транспортным вопросом. Тогда было принято постановление о необходимости реформирования отрасли . Правда, закончилось это лишь реформированием нашего кошелька (цены возросли с 8 до 10 рублей). Ну а затем, уже весной 2005 года, была предпринята попытка проведения конкурса на вышеупомянутое право перевозок. Однако конкурсные процедуры были оспорены в суде , и практически даже не дожидаясь судебных решений, тендер был отменен. Суть проблемы тогда заключалась в лоббировании интересов крупнейших перевозчиков, и в первую очередь "Пассажиравтотранса". Как социальные, так и коммерческие маршруты поделили тогда на лоты и попытались их "разыграть", понятно, в чью пользу.

А вот в процессе организации второго конкурса поступили иначе. На лоты поделили лишь социальные маршруты. Причем на две части - первая остается за нашим естественным монополистом в лице "Пассажиравтотранса". А вторая должна была быть разыграна среди остальных перевозчиков. Впрочем, и это уже вызвало массу вопросов у независимых от комитета предприятий. До суда на этот раз дело не дошло. Во всяком случае, пока. Однако осадок, как говорится, остался.

"А что по этому поводу скажет начальник транспортного цеха?"

Другая история будет происходить, конечно же, в переделе коммерческой перевозки. Маршруты официально не будут входить в списки лотов, но также будут разыграны. Все дело в том, что они будут "тяготеть" к присутствующим в том или ином районе города социальным маршрутам, то есть будут отданы выигравшим компаниям. По условиям конкурса на один автобус большой вместимости предприятие может отправить на линию 6 маршруток. То есть если на маршруте, который выиграл перевозчик, ходит 10 больших автобусов, то на близлежащие коммерческие направления он может отправить 60 маршруток. Что такое "близлежащие" или, как записано в конкурсных документах, "тяготеющие", увы, не расшифровано. Но ведь у нас чертовски большой город, и сегодня коммерческие автобусы умудряются ездить из одного района в другой, или по "конкурсной" схеме - от одного "тяготения" к другому. Можно себе представить, как будет происходить передел рынка. Ну и, наконец, еще один вопрос: а зачем такие серьезные преференции "Пассажиравтотрансу", как половина маршрутов без конкурса? Попробуем ответить.

"Где у нас начальник транспортного цеха???"

С одной стороны, понятно, что "Пассажиравтотранс" эффективно обслужить все маршруты уже не в силах, а с другой - основные необходимые субсидии из городского бюджета все равно хочет получать именно данное предприятие. Это один из базовых фрагментов реформы, явно написанный между строк конкурсной документации. Сама реформа, как объясняют в Смольном, делается для того, чтобы снизить бюджетную составляющую отрасли, то есть убытки по социальным перевозкам будут "отбиваться" за счет выручки маршрутных такси. Понятно и другое - желание поделить субсидии, коих на 2005 год, к примеру, было запланировано 600 млн. рублей. В этом году их еще больше. Для дележа этих средств председатель комитета по транспорту Александр Дацюк ввел новый подход - бюджетные вливания запланированы предприятиям, которые... ну, скажем так, будут более "добросовестны" в обслуживании пассажиров. Получается любопытная ситуация, что все те перевозчики, которые сейчас ведут свои автобусы по транспортным артериям нашего города и имеют официальные лицензии на право перевозок пассажиров, дополнительно могут с легкой руки аппарата комитета по транспорту подразделяться на "добросовестных" и "недобросовестных". Причем этот дополнительный "знак качества" или "некачества" встает выше законных лицензий! Понятно, когда девушка выбирает спутника жизни по схеме добросовестного или недобросовестного исполнения супружеского долга. Но там, где главенствует закон - субъективные оценки профпригодности - новая веха в развитии правовых отношений. Самым любопытным становится то, что, по предложенной комитетом схеме, чем больше будет перевозиться "социальных" пассажиров, тем выше будет размер субсидий. Ну конечно, если "Пассажиравтотранс" получил самые "людные" маршруты, значит, он получит большие субсидии. Но какая-то странная получается арифметика - вроде бы как чем больше пассажиров, тем больше продано билетов, а значит, повышается окупаемость? Туда ли потекут финансовые потоки?

"А пусть нам ответит начальник транспортного цеха!"

Что же касается хронологии конкурса, то здесь все прошло практически без запинок. Из 46 перевозчиков после предквалификации осталось чуть больше 20, а по итогам квалификации - 14. При этом было заявлено, причем не только председателем транспортного комитета, но и даже вице-губернатором Олегом Виролайненом, что "Пассажиравтотранс" не будет участвовать в конкурсе. Но каково же было удивление, как участников процесса, так и наблюдателей за этим спектаклем, когда в список претендентов дележа второй половины, читай здесь - дележа субсидий, этот перевозчик все же попал! Оказывается, по нынешнему законодательству никто от конкурса уйти не может. А посему могло получиться так, что "Пассажиравтотранс" оказался бы тем самым "недобросовестным" перевозчиком, но уже не перед комитетом, а перед федеральным законодательством. Финал же этого "безучастного участия" оказался поистине фантастическим! "Пассажиравтотранс"... сняли с дистанции, потому как одним из условий конкурса является отсутствие задолженности перед городским бюджетом. А "Пассажиравтотранс" задолжал...

Такую промашку мог допустить только "самый мудрый" чиновник! С одной стороны, законодательство не дочитано, с другой - свое не отработано... Причем мнения в комитете разделились: Дацюк сообщил, что "Пассажиравтотранс" не участвовал в конкурсе, а его зам Константинов - "да участвовал, он такой же равноправный перевозчик, как и все остальные". В итоге получается, что "Пассажиравтотранс" не сумел пройти конкурс, а значит, крайне сомнительно, что он сможет "добросовестно" обслуживать даже ту половину оставшихся за ним маршрутов, которая была изначально за ним закреплена. Короче, пора ехать по-новому, а как - опять непонятно.

Версия Андрея Рысева

Юридические статьи »
Читайте также