Все суденышки - на слом? Мы построим новый дом!

Экономический рост в Петербурге может поставить крест на амбициях нашего города как морской столицы России.

Мало кому известно, что устав первого в мире парусного яхт-клуба был принят именно на берегах Невы. Случилось это в далеком 1718 году. Владычица морей Англия сподобилась на такое лишь полтора года спустя.

Прошли годы. Однако вместо прогнозируемого и даже вполне ожидаемого яхтенного бума питерскому парусному спорту ныне грозит если не деградация, то капитальный застой - уж точно.

В настоящее время в Государственной инспекции по маломерным судам Санкт-Петербурга зарегистрировано 29180 судов. Из них ежегодно эксплуатируется порядка 4500, а дополнительно ставится на учет около 2000 катеров и яхт. Основная масса судов размещена в пяти яхт-клубах и на 24 стоянках, которые расположены в различных районах города.

Казалось бы, в Петербурге существуют нормальные условия для дальнейшего развития яхтинга. Однако на поверку это далеко не так.

По словам президента Санкт-Петербургского парусного союза Владимира Логинова, большая часть яхтенных баз влачат поистине жалкое существование. На них отсутствуют благоустроенные туалеты, души, топливные заправки, подъездные пути, современные причальные сооружения и средства связи. По этой причине сложилась парадоксальная ситуация - многие россияне предпочитают базировать свои катера и яхты в соседней Финляндии, где условия их стоянки несоизмеримо лучше.

Блеск и нищета генплана

На простой вопрос: "Что стало причиной такого запустения петербургской яхтенной базы?" - яхтсмены отвечают: "Издевательские сроки аренды отведенной под них земли". В самом деле, все ныне существующие клубы и стоянки являются общественными организациями, которые арендуют территорию в КУГИ районов. Обычный срок аренды - год с последующей пролонгацией договора. Естественно, на таких условиях ни о каких долгосрочных инвестициях в питерский яхтинг и речи быть не может.

Масла в огонь добавил выход в свет генерального плана развития Санкт-Петербурга до 2025 года. Объявлено, что апрель и май этого года отведены для его общественного обсуждения, а уже в июле сей стратегический документ может приобрести силу закона. Подразумевается, что еще есть шанс внести в него некие изменения. Яхтсмены всполошились одними из первых.

По их мнению, сама концепция генплана, в частности программа благоустройства морского фасада северной столицы, ставит под угрозу не то что планы развития петербургского парусного спорта, но и ныне существующую базу этого вида спорта. Например, возведение комплекса "Балтийская жемчужина" на Юго-Западе с участием китайского капитала приведет к ликвидации яхт-клуба "Балтиец".

"Палки в паруса" поставит и Западный скоростной диаметр. Если высота его мостов будет ниже 30 метров, то парусные яхты попросту не смогут пройти под ними. Если же трасса пройдет на уровне 16 и менее метров над уровнем Маркизовой лужи, то 90 процентов петербургских яхт окажутся запертыми на своих внутригородских стоянках.

Казалось бы, ну и что? Однако такой ход развития событий поставит крест на иных проектах. В частности, если в 2012 году Москва примет Олимпиаду, то олимпийскую парусную регату объективно сможет принять лишь наш город. Только вот сможет ли...

Свет в конце фарватера?

Стремясь не допустить фатального исхода, яхтсмены стремятся внести в проект генерального плана свои предложения. Например, в нем необходимо четко определить места для размещения яхт-клубов - Морского (наб. Мартынова, 92), Императорского речного на острове Петровском, а также клубов в Лахте, Петродворце и на острове Котлин. Базы-стоянки должны разместиться в той же Лахте, в Галерной гавани на Васильевском острове, в излучине Невы в районе поселка Рыбацкое и на Каменном острове. Кроме того, для таких объектов предлагается установить 49-летний срок аренды земли с условием целевого использования отведенной территории.

Есть и морально-этический фактор, который здорово вдохновляет яхтсменов. Имя ему - боль за честь державы. Когда узнаешь, что в той же Финляндии, население которой количественно сопоставимо с числом петербуржцев, на учете состоит 330 тысяч катеров и яхт, когда выясняется, что в Таллин ежегодно заходит в среднем 8,5 тысячи суденышек (в Питер - до 60) - согласитесь, нечто обидное в этом есть. Ведь при пиковом варианте дальнейшего развития событий что останется от понятия "Петербург - морская столица России"...

Аркадий Орлов

Юридические статьи »
Читайте также