Дорожную технику будут сдавать напрокат

Хотя законодательство, регулирующее лизинговую деятельность в России, развито явно недостаточно, в лизинг передаются практически все виды оборудования во всех отраслях промышленности. Наибольшим успехом пользуются автотранспортные средства, строительная и дорожная техника.

Если говорить не о всей России, а только о Северо-Западе, следует отметить, что крупнейшие кредитующие и инвестиционные организации сосредоточены в Петербурге. Это определяет доминирующие позиции города на рынке финансовых ресурсов Северо-Запада. Во многих банках организованы лизинговые компании, которым сейчас отводится особая роль в развитии региона. Ведущие компании объединены под началом Санкт-Петербургской ассоциации лизинговых компаний.

В последнее время лизинг грузовиков и дорожной техники стал особенно актуальным. За последние 10 лет автопарк Петербурга увеличился в 3 раза, а количество автомобилей, стоящих на учете в городе, приближается к 1,5 млн.

Светлая перспектива

Несмотря на существующий Закон "О лизинге" , есть глава "О финансовой аренде (лизинге)" и в Гражданском кодексе , законодательное поле лизинга только начинает формироваться. Есть еще очень много нерешенных вопросов с Налоговым и Таможенным кодексами , где вопросы лизинга не решены или решаются не так, как того хотелось бы практикам лизинга.

Тем не менее представители лизинговых компаний, описывая преимущества лизинговых схем, обращают внимание на несколько положительных качеств лизинга как такового. Клиенты получают возможность не отвлекать из оборота значительные суммы, требующиеся для приобретения имущества. Появляется возможность оптимизировать налогообложение. Большинство российских предприятий пытается "спрятать" прибыль. Отнесение на себестоимость лизинговых платежей остается эффективным государственным механизмом влияния на легализацию доходов предприятия. Предприятия получают возможность грамотно манипулировать своей прибылью.

Залоговое обеспечение при лизинговых схемах в 2 раза меньше, чем при кредитовании. Лизинговые фирмы, как компании, аффилированные с банком, могут закладывать банку права на имущество, которые наступят в будущем. Лизингополучателю остается покрыть дополнительным залогом только разницу между величиной привлекаемых кредитных ресурсов с учетом процентов и стоимостью прав, наступающих в будущем.

К специфике дорожно-строительной отрасли можно отнести резкие скачки оборота по расчетным счетам компаний, связанные с сезонностью осуществления работ. Механизм расчета лизинговых платежей позволяет спланировать их таким образом, чтобы снизить нагрузку на финансовую составляющую деятельности лизингополучателя в период спада, увеличив выплаты в период подъема.

Кольцевой лизинг

Дорожники возлагают особые надежды на год, оставшийся до 300-летнего юбилея города. В рамках подготовки дорожного хозяйства к 300-летию Петербурга будет произведен ремонт более 5 млн м2 дорожных покрытий. Это меньше, чем в рекордном для дорожной отрасли 1997 году, но все равно много.

По прогнозам экспертов, при том умеренном уровне экономического роста, который наблюдается сейчас, интенсивность автомобильного движения в Петербурге в ближайшие 30 лет возрастет по меньшей мере в 1,5 раза. Оптимистический вариант экономического развития предполагает трехкратный рост автомобильного потока.

Основным недостатком городской инфраструктуры остается отсутствие современных скоростных магистралей. Работой на несколько лет вперед обеспечит дорожников строительство кольцевой автодороги (КАД). Понятно, что основное число лизинговых договоров будет заключено с теми дорожно-строительными организациями, которые ведут работы на КАД.

Банки и лизинговые компании объясняют свой интерес к лизингу машин и специальной техники тем, что в Петербурге и вокруг него в связи с приближающимся 300-летием резко выросли объемы строительства и ремонта дорог. В связи с этим активизировался и спрос на дорожную технику.

Все дороги ведут к лизингу

Специалисты склонны называть бурное развитие рынка лизинговым бумом. По разным оценкам, ежегодно объем рынка увеличивается на 30-100%. Это связано как с ростом производства и срочной необходимостью замены основных фондов предприятий, так и с введением поправок в Налоговый кодекс, которые сделали лизинг наиболее выгодным для производителей способом замены оборудования.

С 1 января 2002 года, после введения в действие главы 25 "Налог на прибыль организаций" 2-й части Налогового кодекса , лизинг стал единственным способом получения налоговых льгот по капитальным вложениям в основные средства. До этого момента компании еще могли пользоваться льготой, по которой на себестоимость можно относить до 50% капитальных вложений, а оставшуюся часть выплачивать из прибыли. С 2002 года эта льгота была отменена, как и все другие льготы по налогу на прибыль.

Стоит отметить и другую тенденцию рынка. Возрос интерес со стороны лизингополучателей к сделкам сроком свыше 3 лет. Правда, пока лизинговые компании не готовы в массовом порядке удовлетворить этот спрос.

Аренда против лизинга

Благоприятный инвестиционный климат складывается и на рынке аренды (оперативного лизинга) дорожной и строительной техники в Петербурге. Растущий спрос на автомобили, оборудование для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, погрузо-разгрузочных, монтажных и землеройных работ позволяет арендодателям поднимать тарифы на свои услуги.

Проекты создания арендных предприятий просчитывают не только частные инвесторы. В прошлом году Российское дорожное агентство заявило о намерении построить сеть арендных центров по все стране и оснастить их современной техникой преимущественно американского и германского производства. На это предполагается потратить около $30 млн.

Федор Шумилов

Минпромнауки идет Е2-Е4 Новые экологические стандарты для двигателей могут "сработать" на западные рынки  »
Юридические статьи »
Читайте также