Коррупцию лечат иглоукалыванием в болевых точках

Говорят, болезнь дешевле предупредить, чем вылечить. Для этого как минимум нужно знать, где ее искать.

Участники круглого стола во Дворце Кочубея совместными силами искали болевые коррупционные точки Петербурга.

Маргарита Замятина, заведующая Лабораторией Института проблем региональной экономики РАН:

"Существует большое число видов деятельности, в которых реализуются возможности для коррупции, имеются свои болевые точки. Однако коррупционные сделки приносят наибольший ущерб в тех сферах, для которых характерны большие финансовые потоки. Это, прежде всего, бюджетный процесс.

Основными факторами, способствующими коррупции в этой сфере, являются пробелы и противоречия в действующем бюджетном законодательстве на федеральном, региональном уровнях и в нормативно-правовой базе на муниципальном уровне (правовой вакуум); непрозрачность властных решений, принимаемых в бюджетной сфере; низкая административная и правовая ответственность чиновников и депутатов; неразвитость общественного участия в бюджетном процессе.

Анализ законодательных основ и практики бюджетного процесса в Петербурге позволяет сделать вывод, что возможности для коррупции присутствуют на любом этапе бюджетного процесса, если бюджетные процедуры и операции закрыты и непрозрачны, если имеют место правовые пробелы. При этом наибольшие возможности возникают на этапе планирования и исполнения бюджета.

Возможности для коррупции возникают, когда какой-либо профильный комитет заявляет о необходимости увеличения ассигнований и имеет соответствующую поддержку (правительство города, губернатор, Комитет финансов, другие профильные комитеты). Здесь главный вопрос – насколько обоснована и объективна такая заявка и как эффективно будут расходоваться дополнительные средства. Например, дорожное строительство: обоснование увеличения расходов может быть продиктовано объективной необходимостью. А может быть желанием Дорожного комитета повысить свою ресурсообеспеченность; от комитета затем каким-либо способом дополнительные деньги будут "утекать" определенным поставщикам.

Возможности для коррупции имеются и при внесении депутатских поправок. Особая опасность – так называемые коллективные поправки, основанные на взаимной поддержке депутатов ЗС, не предусматривающей глубокого анализа сути поправок.

На этапе исполнения бюджета возможности для коррупции тоже достаточно велики. Так, если целевая статья носит общий характер в рамках распределения ресурсов между отдельными бюджетными единицами или какими-то видами работ (например, статья "содержание школ") и отсутствуют четкие критерии распределения ресурсов, то главный распорядитель может достаточно субъективно распределить ресурсы (возможность для коррупции).

Борьба за сроки получения выделенных средств (например, обязательно в I, а не в IV квартале) может вестись разными методами, в том числе путем коррупции. Она усиливается, когда бюджет несбалансирован и возникает вопрос, что же в итоге будет профинансировано из бюджета. В соответствии с законом перераспределять ассигнования между объектами финансирования в значительных пределах (для бюджета Петербурга 10% – это большие суммы) может не только сама администрация, но и отраслевые, и территориальные органы власти. Здесь также возникают возможности для коррупционного сговора.

Исполнение бюджета – наиболее закрытая стадия бюджетного процесса. Косвенными свидетельствами этого являются, например, отклонения ЗС проектов законов об отчетах исполнительной власти по исполнению бюджета Петербурга за тот или иной год (в связи с недостаточной, по мнению депутатов, информацией, представленной в отчете по исполнению бюджета). Или факты нарушений, выявленные в ходе проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Петербурга: оплата приобретаемых лекарственных препаратов по ценам, завышенным более чем в 2 раза, вследствие чего потери Петербурга составили 5,8 млн рублей; исчезновение 1,2 млрд рублей из средств Территориального дорожного фонда. Выделяя болевые коррупционные точки в бюджетном процессе Петербурга, на первое место выдвигаются конкурсные процедуры и механизмы, для которых характерна несовершенная нормативно-правовая база. Здесь главная задача состоит в том, чтобы путем последовательного совершенствования законодательства ликвидировать правовой вакуум, увеличить объем бюджетных средств, выделенных на основе эффективно организованных конкурсных процедур взамен их целевого выделения.

К примеру, в городе были разработаны и приняты Законы "О грантах Петербурга в сфере средств массовой информации". Их цель – упорядочение процедуры выделения бюджетных средств, следование социальным приоритетам на основе конкурсных механизмов. Однако значительная часть бюджетных средств города распределяется через систему городского заказа. В бюджете Петербурга на 2002 год этот показатель составил 56% – из общей суммы доходов городской казны в 56,3 млрд рублей на городской заказ приходится около 31,4 млрд рублей.

За 2001 год одним из территориальных управлений Петербурга было заключено 1758 государственных контрактов, из которых 13,3% заключено на основе конкурсных процедур, 43,4% – по результатам запроса котировок, 43,3% – у единственного источника. Однако даже такое размещение городского заказа позволило сэкономить бюджетные средства в размере 18,1 млн рублей.

Вторая болевая точка – план городских закупок. Это справочный документ, составленный на основании заявок главных распорядителей бюджетных средств, которые могут быть обоснованы в большей или меньшей степени. По существу, он такого же объема, как и сам бюджет (более 30 тысяч позиций), что делает сложным контроль за качеством этого документа и его анализ со стороны депутатов и экспертов.

Третья болевая точка – резервный фонд администрации. Согласно бюджетному законодательству Петербурга в распоряжении администрации находится резервный фонд в размере 1% от расходной части городского бюджета (в бюджетах последних лет – около 0,5 млрд рублей). Распределение средств данного фонда осуществляется губернатором.

По данным Контрольно-счетной палаты, в 2000 году более половины средств этого фонда было выделено на финансирование мероприятий, которые не могут быть отнесены к непредвиденным городским расходам (хотя главная цель резервного фонда – финансирование именно таких расходов). Например, широко известный факт финансирования строительства Ледового дворца путем выделения из резервного фонда бюджетной ссуды.

Четвертая болевая точка – коллективная поправка, ранее – резервные фонды депутатов (это 2% городского бюджета).

Анализ возможностей для коррупции позволяет выделить основные направления антикоррупционной деятельности.

Это – максимальная регламентация всех процессов и процедур в бюджетном процессе в форме законов, положений, инструкций и т.д.; наибольшая открытость и прозрачность бюджетного процесса и бюджетной информации, разработка и введение в практику кодекса этики для госслужащих и депутатов

Александр Новиков

Оценщиков узаконили  »
Юридические статьи »
Читайте также