Налоги больше не снижать, Президент сказал

Налоговая реформа, затеянная Правительством РФ, в скором времени может прекратиться. И намерения реформаторов -- помочь российским предпринимателям развивать бизнес и поднимать национальную экономику -- могут не воплотиться в жизнь.

Налоговый маятник

Налоговая реформа идет по принципу: от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Снижая налог в одном месте, в другом его поднимают. Российское Правительство снижает прямые налоги и повышает косвенные, чтобы у налогоплательщиков оставалось меньше возможностей уклоняться от выполнения гражданского долга.

Так, с начала 2002 года снизили ставку налога на прибыль и тут же ввели НДС на лекарства и книги.

Основной доход российскому бюджету дают косвенные налоги (НДС и акцизы). И именно их предприниматели хотели бы снизить в первую очередь. Например, снижение ставки НДС даже на 3% даст компании увеличение прибыли на 10%, если она не снизит цены, не увеличит расходы и сохранит объем продаж.

Правительство пока не готово ни поднимать, ни снижать НДС. С акцизами все сложней: в следующем году на некоторые товары их поднимут.

Цены вырастут или нет

Намерение чиновников повысить акцизы на моторное топливо тут же вызвало бурную реакцию со стороны производителей и продавцов бензина. Они уверяют, что из-за этого к середине 2003 года средняя цена "автомобильного корма" увеличится чуть ли не в 1,5 раза. Как следствие, подорожает транспорт. А рост тарифов на грузоперевозки повлечет за собой подъем цен на остальные товары.

В Правительстве считают иначе. Четверть розничной цены топлива составляет акциз, его увеличение на 45% не должно привести к значительному росту цен. Они, конечно, могут из-за акциза подняться на 10-11%, а остальной подъем -- инициатива топливных компаний.

Члены Правительства объясняют это тем, что с начала 2002 года бензин подорожал на 25%. И ни налоговые, ни другие действия государства на это не влияли.

Аналогичные трения происходят обычно на любом другом рынке подакцизных товаров -- пиво, водка, табак и т.д.

Но, как правило, резких скачков цен, которыми пугают производители, не происходит.

Алкогольный рынок cейчас находится в ожидании увеличения акцизов. Поставщики крепких спиртных напитков ждут увеличения ставки налога, хотя никто из государственных деятелей пока не предпринимал никаких действий в этом направлении. Просто алкогольщики думают: раз на пиво акциз подняли, значит, на водку тоже поднимут. Так и планируют.

Хотят, но не получается

С прямыми налогами ситуация обстоит сложней. Предприниматели находят массу законных способов уйти от уплаты налога. Вот Правительство и отменяет ненужные льготы, чтобы прикрыть лазейки.

Так, с 1 января 2002 года предприятия лишились инвестиционной льготы по налогу на прибыль. В Минфине и Минэкономразвития РФ полагали, что, если отменить льготу и при этом снизить ставку налога с 35% до 24%, ввести режим ускоренной амортизации, расширить список расходов, включаемых в себестоимость, то количество предпринимателей, открыто показывающих прибыль, увеличится. Да и сама прибыль компаний должна вырасти. Следовательно, подрастут (по крайней мере, не снизятся) налоговые поступления.

Однако пока органы статистики фиксируют падение прибыли и инвестиционной активности компаний. Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф заметил, что собираемость налога на прибыль в России в первой половине 2002 года снизилась на 13 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Некоторые экономисты видят причину этого именно в отмене инвестиционной льготы. Пользуясь ею, налогоплательщик мог не платить налог с половины налогооблагаемой прибыли в том случае, если инвестировал средства в развитие бизнеса. То есть то же самое, если бы предприятие внесло в бюджет налог по ставке 17,5%, а не 35%. Теперь же бухгалтеры стараются увеличить себестоимость, чтобы снизить налогооблагаемую прибыль и сумму налога.

Но, несмотря на отрицательную динамику поступлений в бюджет налога на прибыль, Правительство пока не намерено восстанавливать инвестиционную льготу. Вице-премьер Правительства РФ, министр финансов Алексей Кудрин убежден, что ликвидация льготы с 2002 года была правильным шагом. Снижение уровня инвестиций в российской экономике в начале текущего года, вызванное отменой льготы, преодолено. И к середине 2002 года инвестиции начали расти.

Страшно подумать

Реформаторы хотят снизить ставку единого социального налога (ЕСН), но не скоро, а может, и никогда.

Базой расчета этого налога служит фонд оплаты труда предприятия. Но из-за того, что выплачиваемая сотрудникам заработная плата может в десятки раз превышать начисленную, чиновники опасаются трогать ЕСН.

От собираемости этого налога зависит судьба многих социальных расходов государства, например, по обязательным медицинскому, социальному страхованиям. Поэтому когда и как его изменят -- пока никто не знает. На этот счет существует два мнения.

Первое мнение -- не менять ставку налога. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), а вслед за ним фонд заработной платы предприятий будут расти. Соответственно, увеличатся налоговые отчисления. И это заставит предпринимателей задуматься -- как и где заменить людей машинами, чтобы сэкономить на налоге.

Другое мнение -- снизить налог, просто потому что его доля в общей сумме налоговых выплат при существующей системе расчета на некоторых предприятиях достигает 20%. А это, по мнению некоторых экономистов, очень много. Что и заставляет предпринимателей укрываться от налога, занижая размер заработной платы. И кроме МРОТ предпринимателей ничто не ограничивает в занижении налоговых выплат.

Все хорошее впереди

С 31 августа 2002 года Правительство ввело в действие главу 28 Налогового кодекса РФ -- "Транспортный налог".

Этот налог с 1 января 2003 года заменит "Налог с владельцев транспортных средств" и "Налог на пользователей автомобильных дорог".

Новый налог -- региональный и вводится на территории субъекта Российской Федерации его законодательным органом власти.

Не позднее 1 декабря этого года каждый из субъектов РФ должен определиться, насколько необходимо введение транспортного налога, и принять соответствующее решение о его введении. Иначе брать налог в следующем году будет нельзя.

Перспектива роста

Первые результаты налоговой реформы в России многим государственным деятелям не понравились: поступления в бюджет не оправдывают ожиданий.

Начиная с августа текущего года Министерство РФ по налогам и сборам констатирует, что казна государства недополучает денег.

Даже Президент РФ, посмотрев на это, усомнился в правильности выбранного реформаторами пути. В конце сентября Владимир Путин заявил, что Россия подошла к черте, за которой налоги снижать нельзя.

В общем, противники налоговых преобразований "набирают вес", и планы реформаторов по снижению налогового бремени рискуют остаться на бумаге. Для этого есть и объективные причины -- неблагоприятные для России прогнозы изменения конъюнктуры мирового рынка энергоносителей.

Именно от цен на газ и нефть во многом зависит состояние отечественной экономики и наполняемость бюджета. Если цены на нефть в следующем году, как прогнозируют многие аналитики рынка, начнут стремительно снижаться, а вслед за ними -- доходы России от экспорта, то едва ли налоговая реформа переживет следующий год.

Масла в огонь добавляют кредиторы. На 2003 год приходятся максимальные выплаты России по внешнему долгу.

Так что долгожданное снижение НДС может быть отложено на неопределенный срок. Главное, чтобы не пришлось после Нового года поднимать налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Вместе эти налоги составляют 1/3 всех налоговых поступлений бюджета России.

Александр Сологуб

НАЛОГОВЫЕ НОВАЦИИ-2003 Что изменилось в законодательстве за последние полгода  »
Юридические статьи »
Читайте также