ЗЕМЛЯ – НАРОДУ Этот лозунг окончательно закреплен поправками в законодательство

В Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" был внесен ряд поправок и существенных дополнений. Поправки проходили в Думе довольно сложно, но несмотря на эти и другие препятствия, 7 июля Закон о внесении поправок был подписан Президентом.

Закон, кроме того, что затрагивает интересы нескольких миллионов граждан, имеет еще и колоссальное государственное значение, а также определяет хозяйственные отношения с нерезидентами. Учитывая недоработки и пробелы, выявленные годичной практикой применения закона в регионах России, положения закона повторно прорабатывались на федеральном уровне. Цель - создание единых правил пользования и оборота земель сельхозназначения, условий для перехода земель к эффективно хозяйствующим субъектам и привлечение инвестиций в АПК.

В разработке внесенных поправок активно участвовали и федеральный центр, и регионы. Была изменена юридическая неточность в полномочиях приобретения иностранными гражданами сельскохозяйственных земель в собственность. Уточнено, что на земельные доли распространяется такой же режим владения, пользования и распоряжения, как и на земельные участки.

Минимальная допустимая земельная площадь устанавливается на федеральном уровне, а определение максимума отнесено к ведению субъектов Федерации.

Также федеральным законодательством урегулированы основные понятия, которые для всех регионов должны иметь одинаковое значение. Ранее понятие "близкие родственники" не исключало возможность полусвободной трактовки, это определялось по аналогии с нормами наследственного права, исходя из перечня наследников по закону в порядке убывания очередности. Теперь в законе четко указано, что близкими супругами признаются супруг, родители, дети, братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки. Все эти лица могут быть собственниками одного и того же земельного участка сельскохозяйственных угодий размера общей площади, который устанавливается региональным законодательством. Кстати, стоит обратить внимание, что в законе обозначены не абстрактные земли сельхозназначения, а именно сельскохозяйственные угодья. Отличие их в том, что в соответствии с Земельным кодексом последние - это "привилегированная" часть земель сельскохозяйственного назначения. И 10 процентов, указанных в законе, будут вычисляться не из общей площади сельхозземель, а именно из площади сельхозугодий.

Теперь данная статья содержит оговорку, прописанную на фоне принятия Закона "О личном подсобном хозяйстве", что все эти требования не распространяются на участки, выделяемые для ведения личного подсобного хозяйства. Ведь для занятия такой деятельностью (главное, вспомним - непредпринимательской!), как цветоводство, птицеводство, пчеловодство и некоторой другой в целях производства сельхозпродукции по технологии, допускающей использование земли, участок нужен куда менее обширный, чем утвержденный "сельскохозяйственным минимумом".

Большие проблемы и социальную напряженность порождает факт, что в нескольких регионах России еще не была проведена приватизация земли. В "приватизированных" районах все понятно - там в соответствии с законом земельные участки и доли получают граждане бесплатно. А в других - получение предусмотрено только на платной основе. Поправка была необходима. И теперь сельхозугодья могут быть предоставлены гражданам (перечень категорий граждан и порядок определения причитающейся каждому земельной доли или участка должны быть разработаны и утверждены регионом) на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Получается, теперь граждане любого региона могут быть обеспечены земельным участком безвозмездно.

В заключении указаны правила, если на момент вступления в силу данного Закона в регионе не существует закона, который обеспечивал бы реализацию первого. Во-первых, приватизация в регионах, где это необходимо, будет осуществляться с 1 января 2004 года. Во-вторых, минимальные размеры земельных участков будут определяться аналогично размерам земельного участка, предназначенного для фермерского (крестьянского) хозяйства в Земельном кодексе. И в-третьих, максимумом при определении размера общей площади земельных участков сельхозугодий определяется считать 10 процентов их общей площади в границах каждого административно-территориального округа.

Анна Будневич

Предприятия Северо-Запада требуют $9 млрд инвестиций  »
Юридические статьи »
Читайте также