Расходы выросли

На последнем этапе подготовки бюджета 2004 г. Минфин пошел на сокращение профицита и увеличение непроцентных расходов. Это дань предвыборным настроениям депутатов. Эксперты полагают, что снижать затраты государству не позволяют социальные обязательства, зафиксированные в законах, и изношенность основных фондов.

В субботу Минфин внес в правительство проект бюджета на 2004 г. По сравнению с вариантом, рассмотренным правительством в июне, ведомство Алексея Кудрина пошло на снижение профицита бюджета с 95 млрд руб. (0,6% ВВП) до 83 млрд руб. (0,5% ВВП). Непроцентные расходы, напротив, возросли с 12,4% ВВП до 12,6% ВВП. Последняя цифра ниже, чем два предшествующих года, - 13% ВВП. С другой стороны, это значительно выше, чем в проекте трехлетнего финплана (12% ВВП) , рассмотренного весной правительством. Кудрин долгое время настаивал на том, что непроцентные расходы в 2004 г. надо сократить на столько же, на сколько снизится налоговая нагрузка, - 1,6% ВВП. Премьер-министр Михаил Касьянов не разделял максимализма своего заместителя, отстаивая курс на "неувеличение непроцентных расходов ".

Авторы проекта бюджета-2004 попытались учесть обе точки зрения. "Чтобы почувствовать эффект снижения налогов, надо зафиксировать непроцентные расходы в реальном выражении на предложенном уровне, - сказал Кудрин. - С ростом доходов мы будем идти к постепенному снижению непроцентных расходов ". Последние изменения параметров бюджета замминистра финансов Антон Силуанов связывает с консультациями Минфина с депутатами. "В ходе консультаций с центристскими фракциями были учтены их приоритеты", - заявил чиновник.

Уступки Кудрина, не одобренные пока правительством, весят 30 млрд руб. - 20 млрд руб. помощи регионам и 10 млрд руб. оборонзаказ. Снижение профицита на 0,1% ВВП и увеличение непроцентных расходов на 0,2% ВВП Силуанов не считает радикальными корректировками. Он подчеркивает, что в Думу будет вноситься такой бюджет, параметры которого уже не изменятся. Чиновник Белого дома считает, что генеральный курс в проекте бюджета выдержан: непроцентные расходы в следующем году будут расти медленнее, чем экономики. По прогнозу, который лег в основу бюджета, ВВП вырастет в 2004 г. на 5,2% , а непроцентные расходы в реальном выражении на 2%.

Директор Центра фискальной политики Галина Курляндская считает это максимумом, чего могло добиться правительство при существующих социальных обязательствах: "Наше законодательство диктует огромные расходы. Пока оно не изменится, закон о бюджете будет вступать в противоречие с обязательствами государства". Президент Владимир Путин не раз сетовал на то, что необеспеченные доходами обязательства властей всех уровней на 2,5 трлн руб. превышают расходы консолидированного бюджета. Курляндская добавляет, что грядущее перераспределение полномочий между федеральным центром и регионами возложит еще большую нагрузку на федеральный бюджет.

Эксперт Банка "Траст" Николай Кащеев указывает на утопичность первоначальных намерений Минфина резко сократить непроцентные расходы. "Износ производственных мощностей затрагивает транспортную инфраструктуру, армию, - говорит Кащеев. - А это прямая забота государства. Поэтому исполнительная власть делает совершенно осмысленный ход".

Директор Академии народного хозяйства Владимир Мау называет бюджет политическим документом, значение которого в год выборов возрастает. Особенно популярной становится идея отказа от бюджетного профицита ради стимулирования экономического роста. "Чем дольше мы живем в условиях относительной стабильности, тем выше искушение направить профицит на непроцентные расходы", - говорит Мау.

ГТК отправил элитные иномарки в Москву  »
Юридические статьи »
Читайте также