Доступное жилье: Для некоторых бюджетников жилье станет доступнее

Возможность получить жилье вне очереди было и остается одним из главных стимулов службы в государственном секторе. В пору развитого социализма любой дворник, ударно помахав метлой десяток-другой лет, мог стать полноправным квартиросъемщиком бывшей служебной жилплощади. Однако милое сердцу депутата Гольмана служебное жилье с принятием Жилищного кодекса РФ ликвидировано как правовая категория. Зато недавно родилась губернаторская программа «Жилье работникам бюджетной сферы» , принятая в первом чтении городскими парламентариями аккурат в День учителя.

Своеобразной ипотекой для учителей и врачей назвал эту программу, рассчитанную на 2006—2015 годы, спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов. Теоретически ее участником может стать любая петербургская семья, официально признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий, и в которой хотя бы один человек проработал в бюджетной сфере не менее пяти лет. Оплатив всего 30% стоимости жилья, счастливчики смогут отпраздновать новоселье. На погашение оставшейся суммы им будет предоставлена беспроцентная рассрочка на 10 лет. В зависимости от стажа работы в бюджетной сфере участник программы до 10% первоначального взноса сможет покрыть за счет субсидии, а в последний год десятилетней рассрочки вправе претендовать на субсидирование 20% стоимости своего жилья. Общий объем бюджетного финансирования программы — 12,8 млрд. рублей. За 10 лет предполагается улучшить жилищные условия не менее 7 тыс. семей бюджетников. Как пояснил председатель профильной депутатской комиссии Андрей Ловягин, 2,7 тыс. квартир получат работники системы образования, 3 тыс. — труженики сферы здравоохранения, 1,5 тыс. — занятые социальным обслуживанием людей.

Правда, в действительности все гораздо сложнее. Дело не только в технических погрешностях (например, срок реализации программы рассчитан на 2006—2015 гг., но в строке «объемы и источники финансирования» почему-то значатся 2016—2025 гг.), которые можно исправить. Нет полной ясности даже с приоритетом целей. По словам вице-губернатора Олега Виролайнена, эта программа прежде всего инструмент закрепления высококвалифицированных кадров. Однако в ее паспорте главной целью названо формирование и развитие рынка доступного жилья в Петербурге и лишь затем — улучшение жилищных условий «одной из категорий трудящихся» и «закрепление кадров». Да и сам г-н Виролайнен не скрывал, что с привлечением внебюджетных средств (в данном случае — денег участников программы примерно на 11,2 млрд. рублей) отдача возрастет в 2 раза. Городские власти не исключают и того, что внебюджетными донорами программы могут стать целые бюджетные учреждения.

При ближайшем рассмотрении размах программы все же оказывается не столь уж впечатляющим. По официальным данным, в Петербурге свыше 270 тыс. работников бюджетной сферы. Если каждые 10 лет новые квартиры смогут получать 7 тыс. таких семей (примерно 27 тыс. человек), то в этом веке жилищную проблему решить вряд ли удастся. Глава депутатской комиссии по образованию, культуре и науке Сергей Андреев разглядел в программе еще одно «маленькое пятнышко». Если ее заказчик и основной разработчик — единый в двух лицах Жилищный комитет, то оператором (исполнителем) заявлено некое партнерство, в котором город скромно отводит себе лишь место одного из участников. Между тем в распоряжении этого партнерства окажутся миллиарды бюджетных и внебюджетных рублей, а как около казенных «богаделен» умеют ловко устраиваться иные «сиротки», блестяще показали еще Ильф и Петров…

Появление вышеупомянутого «пятнышка» вряд ли случайно. Как только участник программы увольняется из бюджетной сферы, то моментально теряет право на оплату жилья в рассрочку. Он должен либо расплатиться сполна, либо «освободить занимаемое помещение». То, что увольнение может произойти по независящим от работника причинам (например, по широко практикуемому сейчас сокращению штатов) разработчиков программы не смущает. Вице-губернатор Виролайнен нравоучительно посоветовал «соизмерять свое жизненное участие в Программе», которая строится на основе договорных отношений. Все остальное он назвал «вопросом механики, которая отрабатывается городским правительством. Впрочем, один из элементов этой «механики» уже продуман до деталей. Если участники программы, по словам г-на Виролайнена, будут отбираться по рекомендациям трудовых коллективов, то отбирать квартиры у уволенных бюджетников и призвано пресловутое партнерство. Хитрость в том, что законодательство не позволяет госучреждениям «отчуждать»квартиры. «Мы не сможем легко выселить…» — чистосердечно признался глава Жилищного комитета Юнис Лукманов, который все чаще начинает изъясняться в стиле одного литературного градоначальника. С той лишь разницей, что персонаж Салтыкова-Щедрина предпочитал: «Разорю!» и «Не потерплю!», а наш герой: «Отключу!» и «Выселю!».

Как справедливо отметил депутат Владимир Еременко, исполнителей программы, «надо указать и расшифровать». Возможно, следовало бы устранить еще одну очевидную несуразность. Ведь вне программы оказывается такой немаловажный сегмент бюджетной сферы, как культура «культурной столицы».

Михаил Кореневский

Подводные камни энергореформы Возможны ли инвестиции без роста тарифов?  »
Юридические статьи »
Читайте также