Мэры останутся без денег

Вчера правительство одобрило два "президентских" закона - о местном самоуправлении и об организации власти в субъектах Федерации. Отправленные на недельную доработку, оба проекта оставляют простор для борьбы приверженцев жесткой госвертикали и сторонников самостоятельности муниципальных властей.

Законопроект о местном самоуправлении перекраивает карту муниципальных образований. Вместо 12 000 существующих появятся около 34 000 городских и сельских поселений, которые войдут примерно в 2000 муниципальных районов. Функции поселений по распоряжению финансами и собственностью против нынешних урезаются. Они отходят муниципальным районам. Второй тип образований - городские округа, которым сохранят существующий набор муниципальных функций и передадут часть от муниципальных районов.

За каждым уровнем власти будут закреплены налоговые источники, необходимые для полноценного исполнения собственных полномочий. "По закону, если федеральный центр вздумает вводить социальные льготы, он и должен оплачивать новую норму", - говорит директор центра фискальной политики Галина Курляндская. Планируется передать на местный уровень 100% налога на имущество и землю, но какие точно налоги привяжут к каждому уровню муниципальных образований, станет известно позднее, когда Минфин подготовит поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы. В соответствии с протокольным решением правительства это должно произойти в I квартале следующего года. Реформа местной и госвласти в регионах начнется в 2005 г.

В одобренном проекте эксперты усматривают стремление Кремля и Белого дома, по сути, ликвидировать местное самоуправление, встроив его в вертикаль госвласти. Скажем, кассовое казначейское исполнение местных бюджетов поручается Федеральному казначейству. Президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева расценивает это как ущемление местных бюджетов. Городские округа, по закону, могут быть созданы на базе городов с численностью свыше 200 000 человек. Таких сегодня чуть более 30. "На остальной территории губернаторы выстроят жизнь по своему образцу", - предсказывает председатель Конгресса муниципальных образований Олег Сысуев. С ним соглашается один из мэров, сетующий, что при такой норме он потеряет половину нынешних полномочий в сфере финансов и собственности. Даже губернатор Псковской области Евгений Михайлов считает, что реформа может сломать настроенные механизмы взаимодействия государства и местного самоуправления. По его мнению, куда важнее сейчас привести в соответствие расходные обязательства государства, которые сейчас в три раза больше доходных источников.

Курляндская не видит ничего хорошего в том, что местное самоуправление станут насаждать сверху. Косарева находится в жесткой оппозиции проекту. "Налицо тенденция к централизации госвласти, - говорит она. - У нас не будет независимого местного самоуправления, а появится третий уровень госвласти. Денежное обеспечение, финансовый административный контроль возьмут на себя федеральный центр и субъекты Федерации. Роль населения сведется к нулю".

Сысуев предлагает снизить планку для городских округов с 200 000 до 50 000 жителей и отменить все нефинансируемые федеральные мандаты. Очень опасна норма о временном изъятии полномочий муниципальной власти "из-за стихийных бедствий" или хронической задолженности ее бюджета. Передача полномочий на федеральный уровень, по мнению Сысуева, допустима только по решению суда, иначе "местные власти можно тасовать после каждой зимы".

Как сообщил руководитель департамента правительственной информации Алексей Горшков, к 26 ноября законопроекты должны быть переданы в комиссию замглавы администрации президента Дмитрия Козака. К 1 декабря президент внесет их в Думу.

Губернаторы сказали "да".

Вчера президент Владимир Путин обсудил с главами регионов реформу местной и государственной власти в субъектах РФ. Губернаторам документ не очень нравится, но, как заявил вчера губернатор Тюменской области Сергей Собянин, принципиальных возражений против законопроектов у них нет. А президент Татарстана Минтимер Шаймиев и вовсе смотрит на вещи философски: проблематика законопроектов сложна, а значит, нельзя требовать от них "абсолютной безупречности".

Александр Беккер

Обзор Прессы за 25 ноября 2002 года  »
Юридические статьи »
Читайте также