Нормы о порядке выборов губернаторов соответствуют Основному закону

Конституционный суд РФ подтвердил, что нормы о новом порядке выборов губернаторов соответствуют Основному закону.

По мнению КС, действующий порядок формирования органов исполнительной власти субъектов РФ "не может рассматриваться как нарушение принципа разделения властей и федерализма".

Кроме того, КС указал, что рассматриваемые нормы учитывают интересы субъектов РФ, так как предполагают согласование позиции президента с законодательным органом власти по кандидатуре губернатора.

Процесс был инициирован по жалобе жителя Тюмени Владимира Гришкевича, который пытался оспорить решение Тюменской областной думы от 17 февраля текущего года об избрании губернатором региона Сергея Собянина. Областной суд отказал ему в рассмотрении искового заявления, и Гришкевич обратился с жалобой в КС.

"Наделение на следующие пять лет Сергея Собянина полномочиями губернатора областной думой вместо всенародных выборов грубо нарушает мое конституционное право на прямое участие в выборах всех уровней власти", - полагает он.

Его поддержали представители СПС - несколько десятков жалоб поданы активистами этой партии.

"Формирование региональных органов власти, согласно статье 71 Конституции РФ, не является предметом ведения федерального центра. Нет такого положения и в 72 статье - по совместным предметам ведения", - заметил один из них, выступая в КС.

Представитель Совета Федерации в КС Юрий Шарандин, в свою очередь, считает доводы заявителей несостоятельными.

"Народ, согласно статье 3 Конституции, осуществляет свою власть непосредственно (через выборы и референдум), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления", - напомнил он в беседе с журналистами.

"Обе эти модели равнозначны: граждане могут как непосредственно избирать губернатора, так и доверить это право региональным парламентам", - считает Шарандин.

"Нельзя абсолютизировать право избирателя, надо рассматривать это право в комплексе с правами на жизнь, достойные жилищные условия, работу. Если губернатор не может их обеспечить, то у президента должен быть механизм по его отзыву", - добавил он.

Заявители оспаривают положения закона номер 159 от 11 декабря 2004 года о внесении поправок в закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и нормы статьи 18 уже измененного закона.

В соответствии с указанными документами, за 35 дней до истечения сроков полномочий действующего губернатора президент РФ вносит свои предложения по кандидатуре в законодательное собрание соответствующего региона. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов местного представительного органа.

Президент имеет право распустить региональный парламент в случае двукратного отклонения предложенной кандидатуры или непринятия решения, но только после месячных консультаций с депутатами. Кроме того, глава государства наделен правом назначить на срок до полугода исполняющего обязанности главы региона. Предусматривается и возможность проведения консультаций по кандидатуре перед внесением ее президентом.

По закону губернаторы наделяются полномочиями на пятилетний срок. Однако глава региона может быть досрочно отрешен президентом от должности "в связи с утратой доверия, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей".

Бадаевские склады переезжают  »
Юридические статьи »
Читайте также