Ключ на старт Начался квалификационный отбор на право пассажирских перевозок в 2006 году.

26 cентября 45 петербургских компаний начали собирать документы и сдавать в комитет по транспорту заявки на право обслуживания конкретных социальных и коммерческих маршрутов . Это первый этап конкурса, который должен завершиться через 45 дней вскрытием конвертов с предложениями претендентов. Второй этап начнется 30 ноября 2005 года и продлится две-три недели. Именно на этом этапе будет окончательно сформирован список уполномоченных перевозчиков и заключены договоры на обслуживание пассажиров сроком на 5 лет.

Первый блин получился как обычно

Комитет по транспорту должен был объявить результаты тендера еще весной текущего года, но потерпел неудачу. Один из перевозчиков сумел доказать в суде , что при разработке условий чиновники нарушили антимонопольное законодательство и выступили в интересах крупных компаний, в первую очередь СПб ГУП "Пассажиравтотранс". Истцы особо подчеркнули, что условия обслуживания разрабатывались без участия самих транспортных компаний.

Губернатор Санкт-Петербурга согласилась с мнением независимых перевозчиков и взяла организацию нового конкурса под личный контроль. Заместитель председателя комитета по транспорту Николай Константинов заметил: "Федеральные законы никак не регламентируют эту сферу деятельности. Городской закон 2000 года "О пассажирских перевозках" юридически поделил их на социальные и коммерческие, но инструментов проведения конкурсов не разработал. Приходится действовать методом проб и ошибок. После срыва весеннего тендера заинтересованные стороны пять или шесть раз собирались в кабинете губернатора и нашли компромисс. Надеюсь, что теперь обиженные в суд обращаться не будут".

ОАО "Третий парк" - вторая по мощи, после ГУП "Пассажиравтотранс" (ПАТ), компания на автобусных линиях (1 тысяча 100 машин). Первый заместитель генерального директора фирмы Михаил Богданов заверил, что новые условия устраивают 90 процентов претендентов. Вместе с тем господин Богданов дал понять, что основной игрок - ПАТ - получил преференции.

Вице-губернатор Олег Виролайнен этого и не скрывает: "Пассажиравтотранс - это ГУП и ответственная компания, поэтому 50 процентов объема перевозок в 2006 году отдаются монополисту без конкурсных процедур. Рынок в этой сфере - а автобусом пользуется миллион горожан в сутки - должен оставаться управляемым. Остальные 50 процентов поделят на 37 лотов и 224 социальных маршрута".

Замена микро- на макро

Для того чтобы получить право на обслуживание одного социального лота, компания должна иметь в своем парке не менее 10 автобусов большой (от 90 мест) и особо большой (так называемые "гармошки") вместимости. Свои заявки собираются подать 45 (без "Пассажиравтотранса") фирм. Заместитель председателя комитета по транспорту Николай Константинов считает, что претенденты на 37 независимых лотов должны приобрести минимум 670 больших автобусов. "В условиях конкурса не прописано, что машины должны быть обязательно новыми. Ресурс такого автобуса - 15 лет, и вполне надежную подержанную машину можно купить за 30 тысяч долларов. Новый автобус большой вместимости стоит от 70 тысяч долларов.

Чиновники дали понять, что время "Газелей" и других микроавтобусов уходит. Один ЛиАЗ-5256 вмещает столько же пассажиров, сколько 7 "Газелей", а на проезжей части места занимает гораздо меньше, чем такой отряд микроавтобусов. В условиях городских заторов - это важное конкурентное преимущество. Правда, у перевозчиков есть стимул раскошелиться: купил большой автобус - имеешь право запустить 6 новых маршруток на коммерческих линиях и получить свою часть субсидий на социальные перевозки из городского бюджета. Господин Константинов уверен, что средства на покупку минимальных 10 больших автобусов известной на рынке фирме найти можно.

Если претенденты закупят 670 (или больше) городских автобусов и освоят все лоты, интервалы движения на линиях заметно сократятся. Генеральный директор ГУП "Пассажиравтотранс" Владимир Михайлов в беседе с корреспондентом "НВ" ("Назад, в СССР" в номере от 23 сентября) сообщил, что в этом случае у компании образуется резерв в 694 автобуса. Предприятие собирается пустить их на своих 50 процентах объемов (в 2005 году ПАТ выполняет 90 процентов социальных перевозок), сократить интервалы на ключевых маршрутах до 5-10 минут (сегодня - 15-20), а плановый интервал не более 15 минут сделать нормой.

Правда, господин Михайлов в столь радостную перспективу не верит: "Конкуренты закупили только 270 автобусов и еще 400 машин до окончания первого этапа квалификационного отбора приобрести вряд ли сумеют. О новых условиях все знали еще летом, и те, кто хотел купить технику, уже сделали это".

Правоту гендиректора подтвердил и господин Константинов. По прогнозу чиновника, ведущему перевозчику отойдут не 50, а 70 процентов объемов. Это означает, что с приемлемыми интервалами придется подождать, но они уменьшатся: городской автобусный парк "социалки" пополнится минимум 300 машинами.

Возможности "Пассажиравтотранса" и 45 участников первого этапа конкурса-2006 сопоставимы. В ПАТе работают 4,5 тысячи водителей, у конкурентов - столько же. Автобусный парк монополиста вместе с коммерческими машинами составляет около 3 тысяч единиц, независимых перевозчиков - аж 3 тысячи 900. Но по большим автобусам между ними - пропасть. На балансе ГУП - 1 тысяча 710 машин, у всех остальных - менее 500.

Аварии не учитываются

ДТП по вине водителей маршрутных такси стали в гаишных сводках общим местом. Корреспондент "НВ" поинтересовался у заместителя председателя комитета по транспорту: "Будут ли отсеиваться из конкурса фирмы, чьи водители совершили значительное число аварий?"

Господин Константинов меня разочаровал: "Оценка ДТП - это прерогатива ГИБДД. Мало ли по какой причине произошел несчастный случай? Может солнце ослепить, может сосед по движению подрезать. Наш комитет выберет победителей по техническим и экономическим показателям".

В конце августа все маршрутные сети в один день повысили таксу за проезд на 2 рубля, а комитет по транспорту по условиям старых договоров влиять на ценообразование не может. Не до конца прописан этот важнейший пункт и в новом конкурсе, хотя Николай Константинов надеется, что верхнюю границу тарифа до конца 2005 года комитет с победителями согласует.

Сергей Тачаев

Юридические статьи »
Читайте также