Алкогольный ступор

К алкоголю, хотите того или нет, приходится относиться с уважением. Как к нефти! Это ведь не просто согревающая, веселящая или, скажем, губительная жидкость. Это большие деньги. А значит - большая политика. И действия, ведущиеся на алкогольном фронте, касаются всех, а не только производителей и постоянных потребителей.

С последним боем курантов вступил в силу обновленный федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" . Это произошло вопреки надеждам экономического руководства Санкт-Петербурга, вопреки его представлениям о том, как должен быть организован государственный контроль производства и сбыта спиртного.

По-старому было так: 20 процентов акцизного сбора производители алкоголя выплачивали на этапе производства этилового спирта. А далее продукция в обязательном порядке должна была пройти через так называемый акцизный склад. В Петербурге их было аж 55. Все принадлежали к частной форме собственности. Здесь-то с производителей и взимали оставшуюся часть акцизного сбора, выдавая в подтверждение этого так называемую региональную марку. Этот документ удостоверял "чистоту" продукта, как в смысле уплаты налогов, так и в смысле его качества. Город обладал полномочиями согласовать размещение алкоголя на акцизных складах и выдать эту самую марку.

Надо сказать, что система эта городскому руководству не нравилась... Точнее - не совсем нравилась. В период работы над новым законом Петербург входил в число субъектов Федерации, которые просили Москву отменить ступенчатую систему взимания алкогольных акцизов, брать все сразу на этапе производства. Приводились доводы: мол, алкогольные сборы в городе уменьшаются, производители "бегут" со своей продукцией на акцизные склады других регионов, лишая "малую родину" немалых денег. Официальная версия этого печального явления - слишком строгий контроль со стороны местных властей.

- Система акцизных складов несовершенна, - отмечал тогда Владимир Бланк. - До 40 процентов алкоголя в Петербурге находится "в тени". То есть - "левак" в чистом виде. Налицо и недобор налогов - около 40 процентов. Однако пока ничего лучше акцизных складов не придумано. Систему надо совершенствовать...

Закон ничего совершенствовать не стал, а взял и отменил систему, оставив за местной властью лишь контроль за розничной реализацией спиртного. Главный недостаток новых правил, по мнению специалистов городского комитета экономического развития и торговли, в том, что отмененные региональные марки позволяли на местном уровне контролировать качество спиртного. Как произведенного в России, так и ввезенного из-за рубежа. Но уровень этого контроля не был высоким. Так, в 2004 году в Петербурге только официально 189 смертельных случаев были связаны с употреблением недоброкачественного алкоголя. А сколько неофициально? Когда врачи констатировали смерти от сердечных приступов и прочие "дежурные" причины? Не скажет сегодня никто.

Итак, федеральный закон принят и начал работать.

А вот алкогольная промышленность встала. Все ждут, когда же станет ясно, как именно нужно работать по новому закону. Для того чтобы обеспечить его применение, федеральному правительству нужно было принять 14 постановлений "вдогонку". Принято лишь 7. В результате - простой промышленной отрасли. Маркировать продукцию по-старому уже нельзя, а по-новому невозможно: федеральных марок напечатать не успели. Да и неясно еще, как они должны выглядеть. Предложенный в конце ушедшего года вариант не годится: эти официальные бумажки, во-первых, велики, во-вторых, должны клеиться не на пробку, а сбоку на саму бутылку, практически закрывая собой этикетку. Другими словами: если в ближайшее время не будет принято на этот счет никаких решений, производители должны продумывать новое оформление своей продукции, учитывающее реальность.

Вся продукция, промаркированная "по старинке", должна - по закону - исчезнуть с прилавков до 1 июня 2006 года. И здесь ситуация может развиваться двояко: либо спиртное "сольют" до лета по дешевке, либо летом его начнут продавать из-под прилавка. Действительно: у кого рука поднимется уничтожить качественный товар только потому, что он не так промаркирован.

- Наша отрасль сейчас похожа на футбольную команду, которая уже вышла на поле и стоит в ожидании, когда же ей зачитают правила игры, - президенту АЛБИ - Северо-Западного альянса участников алкогольного бизнеса - Игорю Попову не до шуток. - Возможно, кстати, что правила эти в ближайшее время вновь изменятся. Нам не привыкать...

Пока федеральный центр думает, как вновь раскрутить алкогольный маховик по новым правилам, пока сама отрасль отдыхает в ожидании, экономический блок правительства Санкт-Петербурга решил совершенствовать законодательство местное. Городское правительство одобрило проект "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге". В нем по максимуму использованы все права, предоставляемые новым федеральным законом субъектам Федерации. Оставлен контроль над торговлей? Значит, будем ужесточать контроль над торговлей.

Ужесточая, насколько это можно, правила, город как будто пытается восполнить хоть часть своих потерянных возможностей.

Центр разрешил субъекту определять порядок лицензирования и декларирования розничной продажи спиртного. И субъект хочет выжать из этого разрешения максимум. Платить надо будет за лицензию на розничную продажу алкоголя, за ее продление, за ее переоформление (если в фирме происходят какие-то юридические перемены)... за любое действие, вызывающее изменения в документах.

Предлагается также установить минимальный уставный капитал фирм, продающих алкоголь в розницу, на уровне полумиллиона рублей. На практике это означает, что лицензию на торговлю спиртным смогут получить лишь крупные фирмы. За бортом этого бизнеса рискуют остаться несколько тысяч маленьких магазинчиков и кафешек. Если, конечно, они не пожелают стать частью крупной сети.

Петербургский "Центр контроля качества продукции, работ и услуг", как и прежде, будет проверять качество алкоголя. Но теперь - только на предприятиях розничной продажи. Контроль на производстве - это уже дело федеральных структур.

Правда, в проекте городского закона предпринята попытка вернуться к этому вопросу и... вернуть городу его былые всеобъемлющие контрольные права. Смысл статьи законопроекта в следующем: контролем, мол, занимается правительство города, ориентируясь на правовые акты федерального правительства. Городская власть эту юридическую казуистику одобрила. Как посмотрит на нее власть центральная - пока неизвестно.

Санкт-Петербургский комитет экономического развития готов отстаивать свою позицию. Он распространил информацию о том, что в его распоряжении есть данные о нарушениях в области оборота алкогольной продукции, что возрастает производство нелегального спиртного с использованием денатурата и технических жидкостей, что все это порождает криминогенную обстановку и способствует уходу от уплаты налогов. Информация эта звучит угрожающе. Подтекст просматривается ясно: мол, только городские власти в состоянии решить эти проблемы. А значит, федеральный закон должен быть пересмотрен вновь.

Наталья Орлова

Их прогоняют, но они возвращаются  »
Юридические статьи »
Читайте также