Петербургский мусор вполне поддается разделке и утруске

Похоже, удался эксперимент по раздельному сбору мусора, который с конца прошлого года затеяли в Петербурге ОАО "Автопарк №1 "Спецтранс" и "Гринпис России".

Горожане отдельно взятого двора весьма неплохо отделяют стекло от бумаги и вообще хорошо справляются с работой сортировщиков.

Раздельный сбор мусора был начат в ноябре 2002 года на контейнерной площадке у дома 39 по Наличной улице.

Несколько лет назад в бюджете Петербурга уже было заложено 20 млн рублей для того, чтобы в каждом районе были такие сортировочные линии. Тем не менее проект так и не был реализован, потому что тогда вторичные ресурсы не были востребованы рынком, а деньги были направлены на нужды здравоохранения.

Тарифная политика

В Петербурге сбор и вывоз отходов осуществляются за счет средств населения (11,5 рубля в месяц с каждого), а обезвреживание и переработка согласно статье 77 Бюджетного кодекса -- за счет средств городского бюджета.

Заказчиком этих работ с 2001 года выступает Комитет по содержанию жилищного фонда. Перед "закладкой" денег в бюджет делается расчет тарифов, которые формируются с учетом фактической себестоимости затрат предприятия на переработку и размещение отходов.

Протокол согласования тарифов подписывается Комитетом по содержанию жилищного фонда администрации Петербурга и направляется в Комитет финансов РФ и Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, который занимается тарифным регулированием по всем видам услуг. Таким образом, протокол подписывается тремя комитетами.

"Учитывая то, что государственное регулирование на эти виды услуг не предусмотрено действующим законодательством, то согласованный тариф не может являться основанием для действующих предприятий -- МПБО и МПБО-2, -- говорит Ирина Клименко, начальник отдела государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Петербурга. -- Поэтому при заключении контракта они руководствуются согласованным протоколом, но в состав контракта включается протокол договорной цены с предприятиями. Соответственно, окончательный тариф может быть и выше. Подобным образом устанавливаются тарифы на прием отходов от населения.

Коммерческие отходы принимаются предприятиями по договоренности. Там цена устанавливается исключительно предприятием. В целях исключения этого неравенства 21 августа 2001 года вышло Постановление Правительства РФ №609 "О ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей по водоснабжению, водоотведению, теплоотведению, обезвреживанию и переработке отходов". В развитие этого постановления Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли подготовлен проект распоряжения "Об утверждении программы мероприятий по ликвидации перекрестного субсидирования в названных сферах.

Таким образом, с 1 января 2004 года прием отходов от населения и предприятий должен осуществляться по единой цене".

Свой взгляд на тариф

Михаил Федашко, первый заместитель генерального директора ООО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов", считает, что в городе нет ни гарантий государственного заказа, ни сбалансированной тарифной политики, ни стратегического плана развития мусоропереработки: "Сейчас обсуждается очередная, уже шестая концепция, при этом ни одна из предыдущих так и не была принята, -- говорит Михаил Федашко. -- Те же 11,5 рубля, которые собираются с каждого горожанина, в сумме не имеют никакого отношения к размещению отходов. Они идут только на сбор и на вывоз мусора, поэтому изначально переработка и размещение отходов от населения убыточны.

Такого соотношения, когда переработка на порядок дешевле, чем вывоз, нет нигде в мире, где, как правило, 30% средств идет на вывоз, а 70% -- на размещение. У нас наоборот -- ныне действующие правила направлены на то, чтобы вывозить отходы "в никуда".

Чтобы ситуацию изменить, требуется перераспределить акцент на механизированную переработку, которая, в принципе, может составить 60-70% всех отходов. Нужно следовать ее золотому правилу: то, что можно использовать, нужно подвергать рециклингу; органику -- компостировать; топливную часть можно термически обрабатывать; а минеральную -- в обезвреженном виде продолжать размещать на полигонах", -- убежден Михаил Федашко.

Не устраивают его и тарифы: "Комитет по содержанию жилищного фонда предлагает нам платить 54 рубля за механизированную переработку и 17 рублей -- за размещение отходов за 1 м3. Эти тарифы мы считаем неприемлемыми, так как они покрывают лишь 23% наших расходов.

Полигоны ТБО и мусороперерабатывающие заводы выживают за счет приема отходов от коммерческих предприятий, которые оплачивают размещение и переработку мусора по обоснованной цене -- 85 рублей за 1 м3. От коммерческих предприятий поступает 16% от всех отходов, но они обеспечивают более 50% совокупного дохода. Эти деньги и идут на покрытие убытков от приема отходов населения", -- приводит данные Михаил Федашко.

В отличие от него, Константин Маловичко, генеральный директор МПБО-2, вполне доволен существующим тарифом на переработку твердых бытовых отходов. Для его предприятия эта сумма равна 66 рубля за 1 м3 (в этот тариф входит плата в пользу МПБО за размещение отходов на полигонах, так как у МПБО-2 своих полигонов нет): "Я считаю этот тариф обоснованным. Если учесть, что за 3 года он увеличился в 4 раза, с 17 рублей до 66 рублей за 1 м3, то, на мой взгляд, ситуация изменяется к лучшему", -- оптимистичен Константин Милоченко.

"Последнее дело"

Сегодня на территории Петербурга имеется один санкционированный полигон твердых бытовых отходов (ТБО) в Новоселках.

На территории Ленинградской области в Ломоносовском районе расположен Южный полигон. И третий полигон ТБО находится во Всеволожском районе, в непосредственной близости от деревни Северная Самарка. Этот полигон принимает нетоксичные, строительные и бытовые отходы Всеволожска. Таким образом, на территории города и области действуют три санкционированных полигона ТБО, принадлежащие МПБО. Кроме этого есть небольшие свалки, владельцы которых имеют временные лицензии на прием отходов.

На полигоне "Новоселки" идет активная реконструкция, в ходе которой будет внедрена система частичной переработки отходов. Одна такая линия уже на протяжении 2 лет успешно работает, а на Южном полигоне аналогичная линия функционирует в течение 5 лет. Тем не менее существующих мощностей явно недостаточно. Введение линий имеет очень большое значение ввиду того, что продлевается ресурс полигона, так как часть отходов будет вовлекаться во вторичную переработку.

При реконструкции полигона "Новоселки" его эксплуатацию можно продлить минимум на 20 лет. Более того, полигон должен перейти в ранг так называемых "высоконагружаемых". Там будут использованы специальные инженерные методики, позволяющие увеличить объем принимаемых отходов (сейчас высота полигона не превышает 7 м, а при использовании этой технологии его высота может достигать 30 м).

Для увеличения приемного ресурса полигона "Южный" объединили две существующие площадки. Предусмотрен проект реконструкции полигона, включающий в себя усиленные варианты сбора фильтрата, строительство дополнительных защитных сооружений и т.д. Все это позволит продлить ресурс полигона еще на 15-20 лет.

Полигон "Северная Самарка" не берет городской бытовой мусор, поэтому он принимает очень небольшое количество отходов -- всего 100 тыс. м3 в год. Для сравнения, "Южный" и "Новоселки" принимают по 1,5-1,8 млн м3 отходов в год. Поэтому ресурса "Северной Самарки" хватит на несколько десятилетий.

Сейчас прорабатывается проект, при реализации которого полигон мог бы принимать и городские ТБО.

МПБО-1 и МПБО-2 перерабатывают 30% всех городских отходов. Соответственно, остальные 70% идут на полигоны. Но это только на бумаге. На самом деле отходы в регионе пока никто не считал, поскольку только в Петербурге действует более 300 несанкционированных свалок. Таким образом, по оценке Михаила Федашко, более 1 млн м3 отходов в год выбрасываются населением на территории города и области бесконтрольно и безнаказанно, что, по классику, похоже на бунт -- "бессмысленный и беспощадный".

"На вас смотрит весь город"

На контейнерной площадке у дома 39 по Наличной улице установлены три бачка: один -- для макулатуры, второй -- для стекла, и третий -- для металлолома, пластика и текстиля.

ОАО "Автопарк" №1 "Спецтранс" предоставляет контейнеры для селективного сбора твердых бытовых отходов (ТБО), а также осуществляет вывоз вторичного сырья для переработки.

Собираемое жителями вторичное сырье, по мнению переработчиков, отличается высоким качеством -- его загрязнение смешанными отходами составляет не более 5-10%.

Продолжение эксперимента планируется в Московском районе.

Комментарий

"Пока еще рано говорить о рентабельности проекта. Доход от реализации 100-200 кг вторичного сырья, образующегося на одной площадке, не окупает затрат на его вывоз и дополнительную сортировку.

В ближайшее время планируется провести финансовый анализ результатов эксперимента и рассмотреть возможность организации еще 10-15 подобных площадок.

Сейчас эксперимент по селективному сбору охватывает только те виды отходов, которые могут эффективно перерабатываться на существующих в городе и области предприятиях. Это пластик, бумага, стекло и металлолом. Доля таких отходов составляет около 35% от общей массы мусора, образующегося в домовладениях.

Технически и экономически оправданным видится также селективный сбор пищевых отходов, которые составляют до 30% от общей массы. Так, существующие в городе заводы по механической переработке бытовых отходов (МПБО-1 и МПБО-2) требуют лишь незначительных изменений технологических схем для перевода их с приема смешанных (как сейчас) на прием селективно собранных пищевых отходов. Товарной продукцией таких заводов станет высококачественный компост, необходимый зеленому хозяйству города.

Другим важным вопросом является развитие селективного сбора опасных отходов (батарейки, ртутьсодержащие люминесцентные лампы и др.).

В настоящее время эти виды отходов в большинстве своем смешиваются с менее опасными бытовыми отходами, складирующимися на полигонах. К сожалению, на данный момент в городе не существует эффективной системы приема опасных отходов у населения для их специализированной переработки и захоронения.

В целом промышленной переработке в перспективе может подвергаться не менее 80% бытовых отходов, образующихся в Петербурге. Однако решение проблем, связанных с распространением системы селективного сбора, возможно только при участии городской администрации. В круг вопросов, которые могут быть решены только на уровне руководства города, входят: содействие модернизации заводов МПБО, развитию мощностей по переработке вторичного сырья, установление разумной тарифной политики, стимулирующей переход на схемы селективного сбора и переработки отходов.

С октября 2002 года на станции перегруза бытового мусора автопарка №1 работает линия по сортировке твердых бытовых отходов (ТБО). Проект реализуется впервые в России. Установка пока перерабатывает 300 м3 в сутки, хотя рассчитана на 500 м3. В этом году мы построим еще одну такую линию мощностью в Московском районе на Ташкентской улице. Инвестиции в проект составят 10 млн рублей. Таким образом, к концу 2003 года будут работать две линии суммарной мощностью 1000 м3.

Также в этом году мы проектируем еще одну линию во Фрунзенском районе, ввод в эксплуатацию которой планируется в 2004 году.

Я считаю нецелесообразным везти мусор за 30 км на МПБО-1, чтобы там его сортировать. Это можно делать непосредственно на таких станциях, как наша. А оставшиеся "хвосты" отправлять на МПБО-1 для переработки в компост. Таким образом мы существенно сэкономим на транспортных расходах". (А.Н.)

Валентина Шестакова Александр Новиков

Помощники депутатов ЗС Петербурга, работающие в ЗС по гражданско-правовым договорам, могут получать зарплату в 5 раз большую.  »
Юридические статьи »
Читайте также