Правительство вносит в думу законопроект о национализации

По сведениям "Известий", на этой неделе в Думу поступит правительственный законопроект "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность РФ". Источник в Минимуществе даже назвал конкретную дату - 21 января. Депутаты терпеливо ждали обещанный правительством закон два года. Но накануне выборов ни коммунисты, ни правые не упустят возможности заработать очки перед избирателями на таком остром политическом вопросе. Если исполнительная власть сорвет и этот "дедлайн", парламентарии грозятся принять свой документ. В отличие от правительственного, предполагающего национализацию с целью укрепления обороноспособности страны и только в федеральную собственность, депутатский законопроект готов доверить принудительное отчуждение и местным администрациям.

Идея узаконить отчуждение собственности в пользу государства обсуждается в Думе аж с 1995 года. За это время в парламенте скопилось несколько проектов - от ультралевых (по принципу "все отобрать") до рыночных, предусматривающих выплату компенсации владельцу отчуждаемого имущества. Именно такой способ национализации позволяет действующий Гражданский кодекс. "Механизм приватизации налажен. Давно пора обеспечить законодательной базой и обратный процесс", - призывал еще два года назад думский комитет по собственности. Но парламентарии не хотели рассматривать предложения коллег, ожидая появления правительственного варианта.

В Белом доме соглашались: пора устранить пробелы в законодательстве и прекратить разговоры "левых" о пересмотре итогов приватизации. Разработка закона о национализации стояла в планах правительства на 2000-2001 годы. В ноябре 2000 года Минимущество подготовило соответствующий проект. В нем предлагалось национализировать имущество граждан и юридических лиц, имеющее "стратегическое значение для обеспечения обороны и национальной безопасности". Рыночная стоимость "принудительно отчуждаемого" имущества должна была выплачиваться собственнику из средств бюджета. Передавая документ в аппарат Белого дома, руководство министерства предупредило, что в ближайшие годы закон работать не будет, потому как денег на компенсации в бюджете нет. После таких рекомендаций аппарат вернул законопроект обратно.

Подождав еще год, депутаты решили разобраться с острой политической темой самостоятельно. Из шести крутившихся в Думе законопроектов они выбрали самый экзотический, составленный Адрианом Пузановским (группа "Народный депутат"). Пузановский предлагал национализировать имущество, чье нахождение в частной собственности приводит к "нарушению моральных и правовых устоев общества" и вредит "политической стабильности". Этот закон был одобрен в январе прошлого года в первом чтении. Скандал вышел страшный - правительство подставили именно фракции, входящие в так называемую прокремлевскую четверку. Через день на повторном голосовании документ был снят с рассмотрения. Представитель правительства в Госдуме Андрей Логинов пообещал, что во втором квартале 2002 года разработанный Минимуществом законопроект "О национализации" поступит в Думу.

Последние несколько месяцев Минимущество широко рекламировало свой новый закон и грозилось внести его до конца 2002 года в качестве "новогоднего подарка". Но не успело. В думском расписании на ближайшее время вопрос о национализации не значится. Тем не менее авторы законопроекта уверены: учитывая желание депутатов завершить до выборов законодательный долгострой, их десятистраничный документ не залежится, и с 1 января 2004 года закон вступит в действие. Сами депутаты говорят, что правительство упустило время, когда "обтекаемый проект Минимущества" можно было относительно легко провести через парламент. Свой законопроект о национализации появился у члена фракции КПРФ Николая Арефьева, который, естественно, выступает практически за тотальную деприватизацию.

Серьезную конкуренцию правительственной версии может составить законопроект независимого депутата Евгения Ищенко. Автор полагает, что объектом национализации могут быть любые предприятия, продукция которых используется для государственных нужд, и объекты недвижимости и право их национализировать надо предоставить региональным и даже муниципальным властям. При этом в случае национализации в собственность РФ будет поступать имущество, балансовая стоимость которого превышает 10 млн МРОТ. А имущество, стоимость которого ниже 10 млн МРОТ, - передаваться в собственность субъектов. Правительство выступило категорически против допуска к национализации региональных властей. Но проект Ищенко поддержан комитетом по собственности (все предыдущие законопроекты коллег комитет рекомендовал отклонить) и в отличие от правительственного варианта уже подготовлен к первому чтению.

Справка "Известий"

Разработанный Минимуществом законопроект предполагает "точечную национализацию" и исключительно для нужд государства. Как пояснили "Известиям" в министерстве, под нуждами государства понимается в первую очередь выполнение оборонных заказов. То есть под национализацию подпадут предприятия, которые производят продукцию, обеспечивающую обороноспособность и безопасность страны, если у государства не будет возможности разместить заказ на такую продукцию где-либо еще или приобрести ее на открытом рынке. По Конституции такие объекты могут попадать только в собственность РФ. Национализация будет проводиться исключительно на возмездной основе. Как обещают разработчики, пока владелец не получит все до последний копейки, отчуждаемая собственность не перейдет обратно в государственные руки. Определять жертвы национализации будет правительство после согласования с президентом, а средства на компенсацию пропишет в отдельной секретной статье бюджета. Этих закрытых денег должно хватить и на покупку самого предприятия, и на оплату услуг оценщика, и на проведение конкурса для определения кандидатуры этого оценщика. Если собственник сочтет назначенную цену заниженной, он может оспорить решение в Арбитражном суде.

Елена Короп, Наталья Ратиани

КУГИ отбирает аудиторов  »
Юридические статьи »
Читайте также