Загрузился — и скрылся Впервые в России питерские сыщики задержали организованную преступную группу, промышлявшую на рынке автоперевозок

Бандиты «безбашенных» 1990-х, что называется, сменили мечи на орала. «Мочить» друг друга нынче стало опасно, хлопотно, а главное — экономически невыгодно. Есть гораздо более мирные и надежные способы обогащения. Один из них — хищение грузов по поддельным документам, которое в последние годы приобрело массовый характер.

На рынке транспортных услуг сегодня работает множество больших и маленьких транспортно-экспедиционных фирм. С грузовладельцами, нуждающимися в перевозках, их связывает система диспетчеров. Обмануть последних при желании, оказывается, совсем несложно. Ибо особой бдительности при оформлении документов они обычно не проявляют. А при нынешних возможностях изготовить фальшивую лицензию грузоперевозчика ничего не стоит. Диспетчер с чистым сердцем предоставляет липовой фирме заказ на перевозку. Та забирает груз и исчезает с ним.

Грузоотправитель, естественно, обращается в милицию. Представляет туда копию договора и ксерокопию паспорта водителя. Милиция начинает разбираться, идет в паспортный стол, и там оказывается, что паспорт — из числа потерянных или украденных, а фотография в нем переклеена. Номер же автомобиля действительно принадлежит машине данной марки, но она к этому преступлению не имеет никакого отношения, ибо в это время каталась совсем в другом месте. Неведомые злоумышленники явно проникли в базу данных ГАИ, нашли там машину, похожую на свою, и, изготовив ее номер, воспользовались им в своих грязных целях...

Возможен и другой вариант. Фирма, с которой работает диспетчер, настоящая и проверенная. Но на этот раз «разводят» ее. Водитель приходит туда оформляться на работу с липовым паспортом и липовыми правами (которые, кстати, подделать, оказывается, легче всего, так как они практически не имеют степени защиты). А поскольку дальнобойщики всегда в дефиците, его принимают с распростертыми объятиями, особо не заморачиваясь по поводу проверки подлинности документов. Бывает, что он даже и вовсе не водитель, а просто некий левый гражданин, который не числится ни в каких гаишных базах и которого потом днем с огнем не найдешь. Груз же он приедет получать с «напарником» — реальным водителем, который вообще ни в каких документах не значится и который просто уведет машину куда нужно.

Но случается, что и документы подлинные, и водитель настоящий, но... едва он отъедет на небольшое расстояние от места получения груза, как его ограбят. Остановят, к примеру, люди в камуфляже под видом сотрудников милиции, выкинут водителя на улицу и увезут груз в неизвестном направлении. Информация об очередных «оборотнях в погонах» потом долго будет гулять по страницам газет и пугать доверчивых телезрителей с голубых экранов. Впрочем, возможна версия и с вовсе неизвестными угонщиками: водитель по пути следования якобы почувствовал себя плохо, заехал домой, машину поставил под окном, через десять минут выглянул, а ее уже нет...

Для сведения: стоимость пропавших грузов колебалась от 20 до 100 тысяч долларов. Суммы серьезные, тянущие, по меркам Уголовного кодекса , на особо крупные размеры и, соответственно, на приличные сроки. Но уголовные дела, возбужденные по данным фактам, мирно пылились в районных отделах милиции без всякой надежды на раскрытие. Пропавшие грузы никто ни разу не обнаружил и мифических «оборотней» никто не поймал.

Разумеется, у грузовладельцев такая ситуация вызывает определенное беспокойство. По идее, они могут лишить себя этой головной боли, воспользовавшись услугами страховых компаний. Но при большом потоке грузов годовой страховой взнос выливается в 200 — 300 тысяч долларов — не факт, что ущерб от злоумышленников будет большим. «Кидают»-то не всех и не каждый день...

В большей степени беспокойство должны испытывать солидные транспортно-экспедиционные фирмы, от лица которых работают водители-мошенники. Опасаясь за потерю престижа на рынке и риск потери крупного клиента, они часто возмещают пострадавшему грузовладельцу понесенный им ущерб из своего кармана. Но... опять же, руководствуясь соображениями «сохранения лица», не афишируют перед собратьями по бизнесу позорный факт того, что попались на удочку жуликов. И те же самые жулики идут в соседнюю фирму и точно так же «кидают» ее. Мелкие же грузоперевозчики и вовсе на эти проблемы плюют. Вопросы престижа их беспокоят не очень — на них клиентов всегда хватит. А потому никакого ущерба не возмещают, прекрасно понимая, что взыскать с них что-нибудь по суду — дохлый номер.

Конечно, существует в природе специальная аппаратура для определения подлинности документов (например, паспортов с переклеенными фотографиями), но она весьма дорога и требует специально обученных людей, которым надо тоже прилично платить. Лишние расходы, понятно, никому не нужны. И выходит, как ни крути, бизнесмену бороться с жуликами не с руки.

Заинтересовались же ими всерьез оперативники 7-го отдела УУР криминальной милиции питерского ГУВД. Весной прошлого года они получили оперативную информацию об одном из членов преступной группировки, занимающейся кражей грузов. Собственно, информация — это громко сказано. Портрет без фамилии, адреса и даже города, где проживает данный персонаж. В распоряжении оперативников оказался также номер используемой им автомашины и старый, уже не действующий номер мобильного телефона.

На отработку этих скудных данных ушло три месяца. Сыщики отправились в районные отделы милиции и стали поднимать там все уголовные дела, связанные с пропажей грузов. Оказалось, что во многих из них фигурируют одни и те же люди, но под разными фамилиями (опознать жуликов помогли ксерокопии их паспортов), и одни и те же машины, но под разными номерами. Предметами хищений было все, что можно продать: мясо, бананы, куриные окорочка, конфеты чупа-чупс. Судя по всему, работала хорошо организованная группа, обладающая возможностями подделки документов, владеющая холодильными камерами и отладившая четко работающие каналы сбыта украденного.

На то, чтобы выявить ее поименный состав и добыть доказательства преступной деятельности каждого из подельников, ушло еще 8 месяцев. Оперативники проделали серьезнейшую аналитическую работу, обработав огромный массив информации. Пришлось многократно беседовать с потерпевшими, перелопатить и проверить на подлинность массу документов. Оказалось, что ниточки с невских берегов потянулись в Мурманск и Архангельск, сыщики выехали туда, подключили к работе местных оперативников.

Результатом явилось задержание группы из 12 человек — жителей Санкт-Петербурга и Архангельска. Разного возраста — от 25 до 45 лет. Разного социального положения — были среди них и профессиональные мошенники (главарь, к примеру, уже 8 лет как находился в федеральном розыске), были и простые водилы-дальнобойщики, которых попросту использовали, кормя красивыми обещаниями. Едва ли не половина задержанных — наркоманы, которым, кроме дозы, кажется, уже ничего не нужно. Объединяло эту разношерстную публику одно — жажда легкой наживы. Для этого, по их глубокому убеждению, были хороши все средства. Характерная подробность: когда начались задержания и группа распалась, остававшиеся на свободе ее члены стали... совершать кражи из магазинов.

Один из подельников был задержан с поличным при вывозе груза с пивзавода «Вена». Но этот эпизод к деятельности всей группировки привязать не удалось, он стал предметом отдельного уголовного дела, которое сейчас рассматривается в суде.

В основном же деле, следствие по которому уже подходит к концу, 12 эпизодов (в их числе, кстати, один и с мнимыми «оборотнями»), хотя оперативники полагают, что их было гораздо больше. Показания задержанных (а большинство из них находятся под арестом) часто неполны и противоречивы. Не исключено, что картина станет более ясной, если удастся разыскать и задержать остальных сообщников (по предварительным оценкам, в группе было около 20 человек).

В этой работе оперативники сильно рассчитывают на помощь потерпевших. На сайте автостоянки в Шушарах www.gtr.su они разместили фотографии известных им злоумышленников с просьбой сообщить любую информацию о них и об их «коллегах». Пока, увы, сообщений не поступало. Не исключено, что потерпевшие просто не хотят зря тратить время — они прекрасно понимают, что на возврат потерянных денег надежды нет. Даже если суд и докажет вину злоумышленников, конфискация имущества (а в рамках дела, к примеру, изъяты два используемых злоумышленниками автомобиля) у нас все равно отменена, а взыскать что-то в рамках гражданского иска практически невозможно.

Расчет только на гражданское сознание. Но оно у нас, к сожалению, далеко не всегда на высоте.

Если кто-то все же решится помочь расследованию, он может обратиться в 7-й отдел УУР по телефону 578-39-95.

Автор выражает благодарность за содействие в подготовке материала сотрудникам информотдела криминальной милиции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Михаил Рутман

Игорь Артемьев перепишет Уголовный кодекс чтобы руководители предприятий больше времени могли проводить в тюрьме  »
Юридические статьи »
Читайте также