Петербургские аудиторы бросились зарабатывать на консалтинге

2001 год прошел для петербургских аудиторов, как и для их российских коллег, под знаком активного развития консалтинговых услуг.

Эта тенденция ярко проявляется в показателях компаний, предоставивших редакции "ДП" свои данные.

Бессменные лидеры

За прошедший год в первых строчках рейтинга по собранной выручке изменений не произошло. Лидеры прежние (см. табл.). Исключение -- компания "Что делать консалт". По итогам 2000 года фирма в 2 раза увеличила объем выручки и была третьей по этому параметру. Однако в прошлом году темпы роста компании замедлились. В результате компания "Балт-Аудит-Эксперт", традиционно соседствующая в таблице с "МКД" и Институтом проблем предпринимательства (ИПП), стала по собранной выручке третьей.

Любопытно, что из лидеров рейтинга именно "Балт-Аудит-Эксперт" в наибольшей степени увеличил выручку непосредственно от аудиторской деятельности. Другая фирма-лидер -- "МКД" -- более чем на 69% повысила доходы от консалтинговой деятельности. А вот у компании "ИПП", возглавившей таблицу аудиторских фирм по совокупной выручке, доходы непосредственно от аудита даже немного сократились.

Новые лица

Несмотря на сложившийся рынок и высокую конкуренцию на нем, в городе появились новые компании.

Правда, они не возникают из ничего. Обычный вариант -- это выделение подразделения в самостоятельное юридическое лицо. О таком примере рассказал Петр Тришин, генеральный директор ООО "Северо-Западное Управление антикризисных Проблем": "Основными клиентами нашей компании являются предприятия тепло- и электроэнергетики. Такая клиентская база объясняется тем, что созданная физическими лицами аудиторская фирма возникла на базе юридического отдела ГУПа, где трудились специалисты в энергетике. По сути, они вели сопровождение аудита, ориентируясь на правовой консалтинг". Компании, давно работающие на рынке, пытаются расширять клиентскую базу в других регионах. Например, Институт проблем предпринимательства активно работает в Москве и в регионах, намереваясь открыть филиалы по всей России. Свою нишу в столице ищут и небольшие фирмы, такие, как "Объединенная консалтинговая группа" (ОКГ), и другие. Виталий Антощенко, президент ОКГ, комментирует решение открыть офис в Москве следующим образом: "В Москве информационное поле шире и свежее. Москва представляет собой Россию, кроме того, там активнее развиваются информационные технологии".

Вектор рынка

У большинства петербургских компаний динамика выручки от консалтинга существенно превышала динамику доходов от аудиторских услуг. У некоторых компаний годовая выручка от аудита даже уменьшилась.

Хотя консалтинговые услуги стали приносить компаниям больше денег, совокупная выручка у большинства фирм выросла незначительно, в среднем на 20-30%. На этом фоне резко выделяются результаты трех компаний, продемонстрировавших рост этого показателя более чем в 2 раза. Две из этих фирм -- "БОСИ" и филиал "РУСАУДИТ" по результатам прошлого года имели очень невысокие показатели. Третья компания, ИНСЭИ, обеспечила рекордный прирост продажей аудиторских услуг.

О развитии рынка консалтинговых услуг свидетельствует не только его рост в денежном выражении. Не менее важно увеличение удельного веса таких услуг в общем объеме заработанных денег у абсолютного большинства компаний. Долю консалтинга в доходах повысили даже фирмы, имевшие ее традиционно высокой (на уровне 70-90%). Для ряда фирм аудит постепенно превращается из главной деятельности в некий плацдарм для того, чтобы "заняться" предприятием и помочь ему разобраться в проблемах.

Перспективные ниши

Анализ востребованных рынком услуг показывает, что потенциальные возможности консалтинга пока недооценены клиентами.

Правда, положительные сдвиги происходят. По-прежнему высок спрос клиентов, а соответственно, высоки заработки консультантов в работах по налоговому консультированию, юридическому сопровождению, финансовому анализу. По мнению участников рынка, стремительно растет спрос в сфере инвестиционного проектирования, бизнес-планирования, оценки инвестиций.

Для компании ИПП успешным бизнесом сегодня являются услуги кадрового и управленческого консалтинга, маркетинговые исследования. В компании "Аудит -- Санкт-Петербург" с начала этого года появился отдел страхового аудита. По мнению руководства фирмы, этот рынок перспективен.

По заказу собственников

Сегодняшний рынок аудиторских услуг в городе практически структурирован. Каждый из участников рынка действует в своей весовой категории (крупные, средние и небольшие компании), конкурируя в трех основных направлениях: по качеству услуг и квалификации персонала, по стоимости и по набору дополнительных, сопутствующих услуг.

Стоимость аудиторских услуг на петербургском рынке сегодня примерно соответствует уровню, зафиксированному после кризиса 1998 года. Поэтому фирмы стремятся зарабатывать на консалтинге и продвижении региональных проектов в платежеспособных отраслях экономики.

По данным участников рынка, клиенты чаще стали заказывать "инициативный аудит". Чаще всего это бывает при смене собственников, при принятии важных управленческих решений. Клиенты нуждаются в том, чтобы зафиксировать состояние предприятия, перед тем как производить в нем изменения.

Обычно инициативный аудит заказывает собственник предприятия. Иногда аудит инициирует бухгалтер, когда нуждается в проверке правильности своих действий и консультациях.

Одна из возможностей аудиторов выходить на новые заказы -- участие в конкурсах. Вот что думает об этом Александр Третьяк ("Что делать консалт"): "Мы участвовали в коммерческих тендерах и в тендерах по проверке ГУПов.

Коммерческие предприятия ищут в аудиторах партнеров, им нужна реальная оценка своего бизнеса. Для ГУПов это формальность, им, как правило, надо получить заключение. Но при этом они хотят, чтобы аудиторы не вникали в суть. Мы таких формальных заключений не даем, репутация дороже. Хотя на рынке есть ряд компаний, торгующих заключениями".

Ульяна Амосова

УК поправили  »
Юридические статьи »
Читайте также