Зоны не пройдут Минфин воспротивился амбициям Грефа

Отечественным автолоббистам не везет всю неделю. Сначала Михаил Касьянов в очередной раз отправил на доработку до 25 июня концепцию развития автопрома, согласно которой должны быть повышены импортные пошлины на иномарки. А вчера Минфин выступил с резкой критикой нового законопроекта о свободных экономических зонах (СЭЗ) , который предоставляет автозаводам налоговые и таможенные льготы.

Новый вариант закона о СЭЗ, внесенный в правительство Минэкономразвития, предполагает создание особых налоговых и таможенных режимов на территории конкретных предприятий. В первую очередь Минэкономразвития и Минпромнауки предлагают организовать СЭЗ на территории отечественных автозаводов. Во время определенного правительством инвестиционного периода на территории СЭЗ не будут платить налог на прибыль, таможенные пошлины на ввоз технологического оборудования и комплектующих, а также налог на имущество.О позиции Минфина "Ведомостям" рассказал первый замминистра финансов Сергей Шаталов. По его словам, отстаивающие проект Минэкономразвития и Минпромнауки так и не смогли предоставить ему четких критериев отбора проектов, действующих на правах СЭЗ. "Как только такой закон будет принят, предприятия завалят правительство заявками на получение льгот, поэтому мне сложно даже предположить, какими могут быть налоговые последствия, если мы просто доверимся чиновникам, которые будут на свое усмотрение отбирать проекты". Кроме того, Шаталов считает, что "льготное налогообложение предприятий, экспортирующих часть своей продукции, - это, по сути, государственное субсидирование экспорта, что противоречит нормам ВТО". Все эти соображения изложены в отрицательном заключении Минфина на законопроект о СЭЗ.

Ведомство Грефа возлагает на СЭЗ большие надежды, поскольку "зоны" могут стать очагами амбициозного экономического роста. Поэтому позиция Минфина встречена в Минэкономразвития без восторга. "Минфин не снял свои возражения, хотя мы усложнили порядок применения льгот и ограничили права резидентов СЭЗ, - говорит глава департамента налоговой политики Михаил Орлов. - Однако в результате на стол Касьянову ляжет наш законопроект и отрицательное заключение Минфина".

Законопроект о СЭЗ будет рассмотрен кабинетом 13 июня. Высокопоставленный сотрудник аппарата правительства уверен, что лоббистский проект откладывается "до лучших времен". "Это часть единой политики. Пока автопромышленники не дали правительству поэтапного плана действий, они не получат ни повышения пошлин, ни налоговых льгот. Поэтому в лучшем случае премьер отправит проект на доработку на неопределенный срок", - считает источник.

На автозаводах очень ждут решения правительства. "Для нас это довольно важный фактор планирования, - говорит финансовый директор Заволжского моторного завода Александр Конюхов. - Для ЗМЗ льгота по налогу на прибыль даст порядка 200 млн руб. в год, льгота по таможне - порядка 100 млн руб. , льгота по налогу на имущество - порядка 50 млн руб. , которые будут инвестированы в производство. А УАЗ сможет сэкономить порядка $10 млн по результатам 2003 г. ". Кроме того, Конюхов говорит, что конфликта с ВТО избежать довольно просто: "Можно просто повысить пошлины на экспорт "Жигулей", "Волг " и "УАЗов", и тогда нас не обвинят в субсидировании экспорта".

А независимые налоговые эксперты поддерживают позицию Минфина. "Введение таких льгот было бы нарушением концепции, которая заключается в снижении ставок в обмен на отмену льгот, - считает партнер "Делойт и Туш СНГ" Геннадий Камышников. - Если начнутся прецеденты предоставления индивидуальных льгот, будет труднее проводить снижение ставки по НДС".

ЦБ посоветуют  »
Юридические статьи »
Читайте также