Энергореформа с обременением

Администрация президента не будет мешать правительству в создании оптовых генерирующих компаний. Как стало известно "Ведомостям", руководитель экономического управления Кремля Антон Данилов-Данильян согласился в пятницу с моделью реформаторов, по которой на оптовом рынке возникнет 10 укрупненных генерирующих холдингов, конкурирующих между собой. Однако кабинету под давлением Кремля пришлось наложить на деятельность инвесторов обременение: хозяева холдингов не смогут закрывать убыточные станции по своему усмотрению без разрешения государства.

Отрицательное заключение Данилова-Данильяна на проект постановления о создании оптовых генерирующих компаний пришло вице-премьеру Виктору Христенко две недели назад. В этом заключении, как рассказал "Ведомостям" высокопоставленный чиновник администрации, под сомнение был поставлен базовый принцип укрупнения генерирующих компаний. Данилов-Данильян писал, что проект превращения нынешних 48 федеральных станций в 10 холдингов, сформированных по экстерриториальному принципу, недостаточно обоснован. "Нам непонятно, почему требуется объединять в одну компанию Костромскую и Южноуральскую ГРЭС. Это приведет к тому, что в каждой укрупненной компании более эффективная станция будет содержать менее эффективную. И потом, абсолютно неясно, как такая реформа повлияет на налоги регионов. Где будут зарегистрированы укрупненные оптовые компании? " - задавался вопросом источник в администрации.

Однако в пятницу замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов договорился с Даниловым-Данильяном об окончательном варианте постановления. "За выходные мы напишем согласованный текст, покажем его в Кремле и сразу внесем в правительство", - говорит Шаронов. Факт договоренности подтверждает и кремлевский источник: "Формально они имеют право внести постановление и без нас, но пообещали, что в понедельник завизируют плод совместного творчества".

По словам кремлевского чиновника, администрация согласилась с базовой моделью формирования оптовых компаний после того, как реформаторы показали математическую модель, по которой станции группировались в 10 холдингов. Эти критерии будут утверждены в протоколе комиссии по реформированию энергетики под руководством Виктора Христенко.

Острый для губернаторов вопрос выпадающих доходов регионов тоже снят. "Мы с губернаторами, администрацией и РАО договорились, что вне зависимости от места регистрации укрупненной компании энергетики будут платить налоги по регионам пропорционально выработке ", - говорит Шаронов.

Не все для реформаторов прошло гладко. "Нам пришлось прислушаться к опасениям администрации, что если мы позволим менеджерам генкомпаний закрывать неэффективные станции по своему усмотрению, то возникнет риск энергодефицита в отдельных регионах, - говорит Шаронов. - Поэтому мы вместе с Минэнерго и РАО ЕЭС разработаем систему обременений, и инвестору придется согласовывать с государством свои планы по закрытию станций". По словам замминистра, ФЭК будет иметь возможность запретить собственнику закрытие станций, а в лицензии будет закреплен "обязательный для всех инвесторов норматив резервных мощностей".

Миноритарные акционеры РАО резко возражают против такого компромисса. "Решение о закрытии неэффективных станций должно приниматься на основе коммерческих соображений, - уверен Александр Бранис из Prosperity Capital Management. - А если инвестор не может снижать издержки компании по каким-то государственным причинам, это роняет привлекательность компании".

С Бранисом согласны независимые аналитики. Сергей Суверов из банка "Зенит" считает, что "в России, особенно в центральной ее части, наблюдается не дефицит мощностей, а переизбыток, поэтому в закрытии станций нет большой беды и обременения бессмысленны". А Андрей Руденко из Альфа-банка предлагает свой способ решить проблему выбывающих мощностей: "На закрытие или на реконструкцию станций надо направлять сверхприбыль генерирующих компаний, созданных на базе гидроэлектростанций. При нынешнем уровне налогообложения прибыль четырех гидрокомпаний будет равна $1 млрд в 2005 г. ".

Инвестиционные аналитики согласны с Минэкономразвития и РАО ЕЭС в том, что создание 10 конкурирующих компаний не сильно повлияет на цену электричества. "Многое зависит от цен на газ, однако при прочих равных мы не видим больших оснований для роста цены в связи с введением конкуренции", - говорит Суверов.

Палате пошли навстречу  »
Юридические статьи »
Читайте также