Алюминиевая банка нравится и пивоварам, и таможне

Дефицит алюминиевых банок настиг производителей пива и прохладительных напитков в самый неподходящий момент – летом, в сезон, наиболее благоприятный для продаж.

Причиной стали новые пошлины на импорт алюминиевых банок, введенные в январе 2002 года. Цены на банки выросли примерно в 1,15 раза. Потребитель на это отреагировал слабо.

Зато у пивзаводов начались проблемы с тарой.

Благородные замыслы

Инициаторы поднятия ввозных пошлин – два отечественных производителя алюминиевых банок – ООО "Ростар" (структурное подразделение ОАО "Русский алюминий") и Rexam (подразделение британской промышленной группы PLM) стремились защитить рынок от западных конкурентов. Но они сами оказались не готовы к новому повороту событий.

Суммарные производственные мощности заводов – около 1,9 млрд банок в год – не смогли удовлетворить потребности российского рынка в алюминиевой таре. По оценкам же Российского союза пивоваров, для насыщения рынка необходимо 2,6 млрд банок. Одной только "Балтике" в этом году понадобится 800 млн банок, а в будущем – уже 1 млрд штук.

До 2002 года российским пивоварам и производителям безалкогольных и слабоалкогольных напитков было выгоднее работать с польским производителем алюминиевой тары – компанией Can-Pack S.A. Одним из основных клиентов поляков (закупала 25% производимого объема) была пивоваренная компания "Балтика", 90% баночной продукции разливавшая в импортную банку.

По мнению пивоваров, принципиального отличия между российской и польской банкой нет. Камнем преткновения между производителями пива и производителями банок стала стоимость тары.

По словам директора по сырьевым ресурсам ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" Геннадия Гущина, до введения новой пошлины польские банки обходились пивоварам на 16% дешевле: 1000 штук – $101. Цена отечественных банок составляла $110-112 за 1000. Если цена на российские банки осталась прошлогодней, то на польские банки она поднялась до $110-120.

Частично перейдя на отечественную алюминиевую банку, "Балтика" не отказалась от польской. Хотя за I квартал 2002 года импортные банки обошлись пивоварам в дополнительные $2 млн. В этом году пивовары "Балтики" намерены разлить свою продукцию как минимум в 500 млн польских банок.

Увеличение пошлины в конечном итоге сказалось на стоимости продукта и на покупательском желании потребителя. Надеясь на отмену высокой евросоставляющей, "Балтика" в течение нескольких месяцев сдерживала отпускные цены на баночное пиво. 1 апреля, после того как в департаменте тарифного регулирования Министерства экономического развития и торговли РФ в очередной раз оставили без изменения предложение о снижении пошлины на импортную банку, компания повысила цены на баночную продукцию на 10%. Вслед за "Балтикой" повысил цены и пивзавод Bravo International (баночное пиво "Бочкарев", "Охота" и "Ловенбрау").

Палка о двух концах: первый

По мнению главы Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова, решение о повышении пошлин "было принято без комплексного исследования, в том числе без рассмотрения вопроса в заинтересованных министерствах и ведомствах". Геннадий Гущин отмечает, что появление нижней границы таможенной пошлины в размере 41 евро никак не мотивировано и расчетов, в результате которых появилась эта цифра, не существует. Кроме того, Комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике при принятии новой пошлины обошлась без учета мнения основного потребителя алюминиевой тары – компании "Балтика" и ее поставщика – польской компании Can-Pack.

Только через неделю после введения новых пошлин состоялась встреча сотрудников Минэкономразвития и торговли РФ с представителями Союза российских пивоваров. На ней выяснилось, что

комиссия, работавшая над пересмотром ставок пошлины на импортную алюминиевую банку, использовала устаревшие данные и непроверенную информацию. Так, по ее данным, в 2000 году в РФ ввезли банок на небольшую сумму – $4 млн. Поэтому установление новых таможенных тарифов, по мнению комиссии, существенно не должно было ударить по производителям баночного пива. Достоверная же цифра в $22 млн – сумма, затраченная "Балтикой" на покупку польских банок в 2001 году, комиссии была неизвестна.

Другим аргументом в пользу повышения пошлин для комиссии послужила неточная информация, предоставленная российскими производителями алюминиевой тары об имеющихся в Польше льготах при экспорте банок. Однако представитель польской компании г-н Тимошук заявил, что "компания Can-Pack не пользуется никакими льготами и государственными субсидиями".

С начала 2002 года российские производители пива и Союз российских пивоваров регулярно предоставляли комиссии информацию о необоснованном введении новой пошлины на ввоз алюминиевых банок, о значительном ущербе, наносимом как предприятиям отрасли, так и бюджету государства. 9 июля, после многочисленных запросов со стороны компании "Балтика", рабочая группа представила компании расчеты пошлинной стоимости импортных банок. Оказалось, сумма пошлины в 41 евро сильно завышена. Согласно расчетам, пошлина на польские банки должна составлять не более 22 евро за 1000 штук.

Тем не менее, по словам Геннадия Гущина, все экономические аргументы, представленные рабочей группой на рассмотрение комиссии и подтверждающие нецелесообразность повышения пошлин, были проигнорированы.

Палка о двух концах: второй

Инициаторы повышения пошлин полагают, что новые ввозные ставки на импортируемую тару смогут защитить отечественных производителей алюминиевой банки. Кроме того, по их мнению, эта мера будет способствовать развитию новой перспективной высокотехнологичной индустрии, поможет металлургической (в частности, Самарскому металлургическому заводу), химической промышленности и энергетике.

"Увеличение ввозных пошлин – это элемент стратегического подхода Правительства к решению долгосрочных задач развития отечественной индустрии. Это системная, долгосрочная мера: повышение ставок на импорт алюминиевых банок позволило создать в отрасли благоприятный инвестиционный климат и обеспечить эффективную конкурентную среду на этом рынке в будущем", – считает генеральный директор компании "Ростар" Павел Ульянов.

Кто есть кто

Рынок отечественной алюминиевой тары начал развиваться только с 1998 года, когда компания "Ростар" (г. Дмитров) запустила первый в России завод по производству алюминиевых банок. В начале 1999 года в подмосковном Наро-Фоминске свой российский филиал построила британская компания Rexam.

К моменту работы первого завода спрос на алюминиевые банки в России составлял всего 300 млн штук в год.

По словам Павла Ульянова, запуск второго мощного предприятия отечественные пивовары назвали лучшей шуткой года, поскольку не верили в перспективу банки на российском рынке.

Несмотря на высокие ввозные пошлины, в I квартале этого года зафиксирован десятикратный рост импорта банок: с 62,9 (I квартал 2001 года) до 632,7 тонны (I квартал 2002 года). Сегмент баночного пива в общем объеме российского пивного рынка ежегодно увеличивается. По данным агентства "Бизнес-Аналитика", баночное пиво уже занимает 8,4% российского пивного рынка. Для сравнения: в Германии доля пива в банках в общем объеме производства составляет 15%, в Великобритании – 25%, в Японии – более 60%. В 2003 году пивовары ожидают дальнейшего роста спроса на баночное пиво.

Если в прошлом году в России выпито 1,255 млрд различных баночных напитков, то в этом году, по данным Союза российских пивоваров, потребность отечественного рынка в алюминиевых банках составит около 2,6 млрд штук. Таким образом, спрос на этот вид тары увеличится более чем 100%. Для пивной отрасли понадобится около 1,9 млрд банок.

Business to business

Введение в строй двух российских предприятий по производству алюминиевых банок не только моментально снизило цену ввозимой алюминиевой тары с $0,16 до $0,098 (за банку 0,33 л), но и качественно изменило рынок пивной упаковки.

В 2000-2001 годах "Ростар" и Rexam инициировали активную рекламную кампанию банок, особенностью которой стало продвижение товарной категории – пиво в алюминиевой банке, а не какого-либо конкретного брэнда.

По словам коммерческого директора компании "Ростар" Андрея Донца, рекламная кампания была направлена на коррекцию негативного отношения потребителя к баночному пиву и закрепление в сознании потребителя положительного образа баночного пива. "Сегмент баночных напитков – самый быстрорастущий на рынке пива, – считает Анто Саар, директор по маркетингу компании Rexam. – Поэтому рекламная кампания предназначалась не только массовому потребителю, но и самим пивоварам".

Эту рекламную кампанию поддержали пивоваренные компании, уже закупавшие банки отечественных производителей, – "Вена", Bravo International, "Красный Восток", "Пивоварня Ивана Таранова", "Ярпиво" и др.

Плоды трудов

Совместная рекламная кампания обошлась в $4 млн и принесла ожидаемый результат. Доля российского пива, разливаемого в банки, увеличилась в 12 раз: с 0,46% в 1999 году до 5,6% в 2001 году и, как прогнозируют специалисты, в 2002 году достигнет 8,4%.

Объем российского рынка баночного пива увеличился в 2000 году в 1,85 раза по сравнению с 1999 годом. Уже в первом полугодии 2001 года розлив пива в банки на 43% превысил итоговые показатели 2000 года. Многие линии розлива пива в алюминиевую тару, ранее законсервированные, запущены вновь. По данным компании "Ростар", в России работает уже 37 линий розлива.

По данным исследовательской фирмы "КОМКОН-СПб", в период апрель-май 2001 года баночное пиво предпочитали 3,5% из опрошенных петербуржцев, а в период апрель-май 2002 года – 6,4%.

По России в целом эти показатели выглядят следующим образом: в период апрель-май 2001 года – 1,7% из опрошенных россиян, а в период апрель-май 2002 года – 10,4%.

Кроме того, на рынке баночного пива определился лидер: ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" за 8 месяцев 2002 года заняло 56% всего российского и половину петербургского рынка баночного пива (данные о производстве см. в таблице).

Освоение новых территорий

"Балтика" основную часть банок до сих покупает у компании Can-Pack, тогда как другие крупные производители напитков – Bravo International, "Вена", "Ярпиво", Клинский пивокомбинат, Pepsico, Happyland ориентируются на отечественные банки.

По мнению Дмитрия Ситникова, коммерческого директора Bravo International, для снижения дефицита алюминиевых банок необходимо в самое ближайшее время создать дополнительные мощности по производству этой тары. Иначе в следующем году дефицит достигнет 20%.

Изменить существующее положение российского рынка алюминиевой тары намерена компания "Ростар", которая выиграла у Can-Pack тендер на участок на строительство нового завода во Всеволожском районе Ленинградской области.

Производственная мощность завода должна составить 900 млн банок в год. Стоимость предприятия, по словам Павла Ульянова, – $50 млн.

Несмотря на проигрыш, польская компания не отказывается от планов строительства филиала в России. Он станет седьмой производственной площадкой Can-Pack. Территория под него еще не найдена, но вице-президент польской компании Станислав Вацко уже заверил, что "предприятие мощностью около 2 млрд банок в год будет построено к концу будущего года".

Интерес к Ленобласти у производителей алюминиевой банки не случаен и связан с территориальной близостью к основным крупнейшим игрокам российского пивного рынка.

Приход на Северо-Запад британской компании Rexam остается до сих пор под вопросом.

Вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас сообщил, что вел переговоры с представителями компании о возможном строительстве завода стоимостью $70-80 млн.

Однако Анто Саар опроверг эту информацию, подчеркнув, что сейчас компания планирует увеличение своих мощностей в Наро-Фоминске.

Андрей Федоров

Управляющие остались без контроля  »
Юридические статьи »
Читайте также