Пассажирский порт стал монополистом

Территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Петербургу и Ленобласти (ТУ МАП) признало ОАО "Пассажирский порт" доминирующим субъектом на рынке услуг приема и обслуживания пассажирских судов. Это произошло благодаря обращению ЗАО "Туристическая фирма "Родина".

Сейчас отделом пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции ТУ МАП готовится предложение по включению Пассажирского порта в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара свыше 35%". Роль данного реестра лишь информационно-наблюдательная и, в принципе, ничем серьезным Пассажирскому порту не грозит.

Пассажирский порт является одним из дочерних предприятий ОАО "Северо-Западное пароходство" и занимается эксплуатацией причалов для приема и обслуживания пассажирских судов, судоремонтом, перевозкой пассажиров и автотранспорта на линии Ломоносов – Кронштадт, а также предоставлением гостиничных услуг. В состав предприятия входит 29 единиц пассажирского флота, ремонтная база и речной комплекс с Речным вокзалом, причалы которого являются самым удобным местом для швартовки крупных теплоходов в черте города.

Начальник пассажирской службы Пассажирского порта Екатерина Быстрова говорит, что заявки на то, чтобы пришвартовывать суда у Речного вокзала, подаются ежегодно до начала навигации на рассмотрение специальной московской комиссии, согласующей расписание движения теплоходов. "Эта комиссия дает все необходимые разрешения", – говорит она.

В этом году ЗАО "Туристическая фирма "Родина", зафрахтовавшее в этом году судно на Валаам, получило отказ Пассажирского порта на право швартовки у Речного вокзала, сочло его необоснованным, и в конце мая подало в Антимонопольный комитет жалобу.

Поскольку навигационный сезон начинается в середине весны, а разрешения на швартовку у Речного вокзала по-прежнему не было, "Родина" несла убытки. По словам сотрудников турфирмы, пожелавших остаться неизвестными, в порту им предлагали либо отчаливать от Тучкова моста в полночь, чтобы пройти под мостами, либо от Петрокрепости (приблизительно 40 км от центра Петербурга), но в работе с туристами оба варианта являются проигрышными.

Екатерина Быстрова уверяет, что судам "Родины" не разрешали пришвартовываться у Речного вокзала только по причине недостатка места, "тем более что рейсы на Валаам короткие, и суда должны стоять у причала чуть ли не каждый день".

Однако специалисты ТУ МАП, рассматривая жалобу компании "Родина", изучили технические возможности Пассажирского порта, в результате чего было принято решение, что имеет место нарушение статьи №5: "Злоупотребление доминирующим положением". Начальник отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции Мария Кондратенко пояснила: "В данном случае заявителю были созданы неравные условия, например, по сравнению с туристической компанией "Русские круизы" и другими компаниями, арендующими суда у Пассажирского порта".

"Русские круизы" – второе дочернее предприятие ОАО "Северо-Западное пароходство", и для него никаких преград в швартовке судов у Речного вокзала не существует. Однако зафрахтовать судно у "Русских круизов" стоит в среднем на 30% дороже, чем у конкурирующих компаний, несмотря на то что суда однотипные. В туристических компаниях неавторизованно считают, что "Русские круизы" просто боятся конкуренции. Однотипность судов, маршрутов и дополнительных услуг сейчас налицо. Фактически те, кто сумеет предложить на борту своего судна эксклюзивные услуги и более комфортабельное времяпрепровождение, составят конкуренцию компаниям с большим количеством собственных судов.

В итоге договор между компанией "Родина" и Пассажирским портом был все-таки заключен еще до вынесения решения МАП, по этой причине предписание по делу вынесено не было.

Справка

ОАО "Московское речное пароходство" и ОАО "Пассажирский порт" Москвы были внесены в перечень предприятий – естественных монополистов еще в 2000 году.

(К.К.)

Налоговое бремя в РФ в 2003 году снизится на 0.4% ВВП  »
Юридические статьи »
Читайте также