Греф не поделил с депутатами РАО ЕЭС

Правительство не договорилось с парламентом по ключевому вопросу реформирования электроэнергетики. Депутаты высказались против пропорционального распределения акций в компаниях, образуемых на основе РАО "ЕЭС России". Они настаивают на том, чтобы государству принадлежали 100% акций инфраструктурных компаний - ФСК и Системного оператора.

В весеннюю сессию Дума отказалась рассматривать законопроекты по реформе электроэнергетики. У законодателей было много концептуальных замечаний к правительственным законопроектам, поэтому стороны решили создать трехстороннюю рабочую группу из представителей кабинета, Думы и Совета Федерации. Группа должна была снять все разногласия перед рассмотрением законопроектов на осенней сессии парламента.

В пятницу трехсторонняя группа заседала последний раз. Перед заседанием ее сопредседатели - министр экономического развития Герман Греф, лидер фракции "Единство" Владимир Пехтин и первый зампред Совета Федерации Валерий Горегляд - согласовали два последних спорных вопроса. Сопредседатели договорились, что решение о реорганизации РАО ЕЭС будет приниматься простым, а не квалифицированным (75% плюс один голос) большинством голосов. "Для принятия решения квалифицированным большинством государству с учетом явки на собрания акционеров не хватает 12 - 13% , - пояснил Греф. - Набрать эти голоса без серьезных уступок миноритарным акционерам невозможно". А представитель Минэкономразвития сказал "Ведомостям" на условиях анонимности, что кабинет не хотел стать заложником миноритариев, которые в обмен на свои голоса могут потребовать преференций при продаже генерирующих активов. После скандала с "Кузбассэнерго", когда менеджмент РАО едва не пошел на существенные уступки инвесткомпании "Ренессанс Капитал", чиновники хотят избежать подобных ситуаций. Члены рабочей группы не стали спорить с этим решением сопредседателей.

Зато предложение о пропорциональном распределении акций в компаниях, создаваемых на базе РАО ЕЭС, депутаты зарубили на корню. Вице-спикер Госдумы Георгий Боос заявил, что государство должно закрепить за собой 100% акций в Федеральной сетевой компании и Системном операторе. А "яблочник" Игорь Артемьев выразил опасение, что, если у государства будет только контрольный пакет в ФСК и Системном операторе, оставшиеся пакеты будут аккумулированы олигархами. А те воспользуются правами крупнейших частных акционеров и поставят под контроль деятельность инфраструктурных компаний в ущерб остальным участникам рынка и государству.

Минэкономразвития до этого уже сделало две концептуальных уступки депутатам (см. врезку). Но на этот раз Греф был непреклонен. "Если будет зафиксирован принцип непропорционального распределения акций, я сразу выхожу из этого процесса, - заявил министр. - Я не хочу, чтобы с моим именем ассоциировали то месиво, которое возникнет в этом случае".

Теперь решение о том, как будут распределены энергетические активы между акционерами РАО ЕЭС, будет приниматься уже на осенней сессии Думы. "Результат переговоров нас устраивает, - заявил Греф "Ведомостям". - Я надеюсь, что нам в итоге удастся убедить депутатов и в том, что распределение долей необходимо провести пропорционально".

Аналитики негативно оценили оба решения рабочей группы. "Решение о реструктуризации РАО ЕЭС простым большинством - плохая новость для миноритарных акционеров, - говорит Хартмут Джекоб из "Ренессанс Капитала". - Они лишаются возможности влиять на процесс". А Федор Трегубенко из Brunswick UBS Warburg говорит, что непропорциональное распределение акций еще более увеличивает риски для частных акционеров. "Сейчас невозможно адекватно определить стоимость сетевой и диспетчерской составляющей бизнеса РАО, - отмечает он. - Это значит, что интересы миноритариев могут быть ущемлены".

УСТУПКИ ЗАКОНОДАТЕЛЯМ: Вертикально-интегрированные компании сохранятся в случаях: изолированных энергосистем при условии ведения раздельного учета по конкурентным и монопольным видам бизнеса (генерация, сети, сбыт) ; производства электроэнергии для собственных нужд или для единственного потребителя; строительства новых сетей; существующие АО-энерго сохраняются до 1 июля 2004 г. при обязательном условии выделения в самостоятельные компании конкурентных и монопольных видов бизнеса.

Власти субъектов РФ через региональные энергетические комиссии сохранят возможность регулировать:

тарифы на передачу электричества по распределительным сетям; уровень предельных сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

Дмитрий Симаков

Белоруссия переходит на тростниковый сахар Свекловичный отправится в Россию  »
Юридические статьи »
Читайте также