Пошлины на чай удвоятся по просьбе производителей

Конъюнктура чайного рынка складывается не в пользу импортеров готовой продукции. Цены на их товар вырастут, а спрос упадет. Зато российские чаеразвесочные фабрики смогут увеличить загрузку производственных мощностей.

Поставщикам иностранных марок чая в скором времени предстоит сделать выбор: вложить деньги в строительство чаеразвесочного производства в России или сосредоточить свои усилия на поставках уникальных сортов чая именитых иностранных компаний. В противном случае фирме придется нелегко.

Чиновники всерьез собираются поднять пошлины на импорт расфасованного чая и готовятся к этому основательно. Чем это обернется – известно из истории. Чуть больше 5 лет назад, а именно с 1 июня 1997 года, Правительство РФ в 2 раза – с 10 до 20% увеличило ставки импортных пошлин на фасованный черный и зеленый чай. С тех пор доля рынка расфасованного за пределами России чая сократилась с 85 до 48%.

Цены вырастут потом, а пока...

Поднять ставку таможенной пошлины Правительство хотело еще год назад. Но тогда таможня столкнулась с реальной действительностью: отсутствием раздельного учета импорта расфасованного и не расфасованного товара (сырья для чаеразвесочных фабрик). То есть никто не знает, сколько и какого чая пересекает государственную границу.

Для сбора этой информации таможенники решили учитывать по-новому ввозимый в Россию чай. Правительство РФ узаконило их действия Постановлением "О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации". Этот документ меняет правила импорта чая. То есть расфасованный в пакетики чай и чай, ввозимый мешками для дальнейшей расфасовки в России, будут учитываться под разными товарными кодами.

До этого момента импортеры декларировали весь товар одинаково. Ставка таможенной пошлины пока остается прежней. И роста цен на импортный чай этот шаг государства не вызовет. По мнению Рамаза Чантурия, генерального директора ассоциации "Росчайкофе", после того как станет известно, сколько и какого чая импортируется, ставка пошлины, а вместе с ней и цены на чай могут вырасти.

Пошлину увеличат на...

Ассоциация "Росчайкофе" вышла в Правительство с предложением вдвое повысить специфическую таможенную пошлину (взимаемую не со стоимости товара, а с учетом его физических характеристик: веса, объема и т.п.) на пакетированный чай и чай в пачках.

По действующему законодательству, ставка составляет 20% таможенной стоимости товара, но не менее 0,4 евро за кг. И если Правительство России примет предложение, специфическая ставка пошлины увеличится с 0,4 евро до 0,8 евро за кг. На сырье для чаеразвесочных фабрик таможенная пошлина останется прежней – 5% от таможенной стоимости.

Скорее всего, все так и случится. В конце июня текущего года в Министерстве сельского хозяйства России состоялось совместное совещание с руководством Российской ассоциации производителей чая и кофе ("Росчайкофе"). Минсельхоз поддержал предложение российских производителей по разделению товарных кодов на чай и повышению пошлин на ввоз пакетированного чая.

Расчет фабрикантов прост

За счет повышения импортных пошлин отечественные чаеразвесочные фабрики рассчитывают удержать позиции в сегменте пакетированного чая, на который приходится около 25% всего чайного рынка России.

Этот сегмент рынка растет быстрее других. Что заставляет почти всех крупных поставщиков чая (ООО "Орими Трэйд", ООО "Майский чай", OOO "Чайный дом "ГРАНД", ООО "СДС-ЭКОМ") развивать собственное фасовочное производство. Одним из последних в конце марта 2002 года открыло чаеразвесочную фабрику в Петербурге ООО "Юнилевер СНГ". Там фасуют чай под марками Lipton, Brookе Bond и "Беседа". Мощность производства составляет 12 тысяч тонн продукции в год. Таким образом, почти все крупные игроки рынка располагают в России чаеразвесочными фабриками, кроме ООО "СДС-ЭКОМ" – официального дистрибьютора чая Ahmad Tea в России.

По словам Светланы Хомяковой, PR-менеджера ООО "СДС-Чай СПб" (дистрибьютор Ahmad Tea в Санкт-Петербурге), компания ввозит готовый упакованный в Англии чай и открывать в России чаеразвесочное производство не собирается.

По подсчетам специалистов "Росчайкофе", российские компании могут полностью обеспечить потребности рынка в пакетированном чае. Однако сделать это можно будет только в случае ограничения поставок пакетированного чая из-за границы. На импортную продукцию приходится около 48% совокупного объема продаж. Из-за чего мощности большинства российских чаеразвесочных фабрик не загружены полностью.

География поставок

Основные поставщики сырья российским чаеразвесочным фабрикам – Индия, Шри-Ланка, Индонезия, Китай, Кения, Бангладеш, Зимбабве. Производители этих стран поставляют в Россию 99% внутрироссийского потребления чая. По этому показателю Россия занимает третье место в мире после Индии и Великобритании.

И похоже, что переместиться на второе или первое место российскому рынку в ближайшие год-два не грозит: объем потребления в последние годы не меняется. Это подтверждает таможенная статистика. Так, в 1999 и 2000 годах импорт чая в Россию превышал 160 тысяч тонн в год. Затем в 2001 году он сократился до 133 тысяч тонн. По данным "Фонда информационных технологий", в текущем году импорт может составить 155 тысяч тонн. Это соответствует среднегодовому объему потребления напитка в стране – 150-160 тысяч тонн в год.

Чай обходит кофе

Импортеры завалили отечественный рынок доселе невиданными сортами чая. Потребитель не успевает попробовать все. А иногда и вовсе не понимает, как приготовить тот или иной сорт чая. Причем многие из них непривычны россиянину по вкусовым качествам. И это сильно влияет на спрос.

В СССР производство чая активно развивалось в Грузии и Краснодарском крае. Государство не жалело на это средств. К середине 1980-х годов в стране выращивалось столько чая, сколько сейчас импортируется – 150 тысяч тонн.

Но из-за климатических условий пригодного для потребления чая не хватало. И советская чайная промышленность энергично смешивала грузинский чай с чаем из других стран-производителей, в основном с индийским. На выходе получался хороший напиток. Кроме Индии малыми порциями в СССР поставляли чай Шри-Ланка, Китай, Индонезия.

За годы советской власти у людей сформировались определенные вкусовые привычки к чаю, основанные на смеси грузинского и индийского чаев.

Росту емкости рынка способствует популяризация чая. Поставщики постепенно переключаются с навязчивой рекламы собственных брэндов на более изощренные способы продвижения товара.

Некоторые оптовики активно формируют моду на чай, открывая чайные заведения. Где предлагают горожанам поучаствовать в чайной церемонии и отведать черных, красных, желтых, зеленых чаев. Здесь же специалисты чайного дела рассказывают людям о различиях в сортах чая, способах их приготовления, чайном этикете.

Рост популярности напитка в народе подтверждает расширение ассортимента чая во многих кафе с 1 до 50 наименований. По заверениям барменов питейных заведений, этим летом петербуржцы чаще заказывали чай, а не кофе.

Александр Сологуб

Лобби нового созыва Вербует среди отраслевиков Минсельхоз  »
Юридические статьи »
Читайте также