Разделить и посчитать Разграничение полномочий дошло до Государственной Думы

Одним из главных событий начинающейся парламентской сессии должен стать пакет законов по разграничению полномочий между уровнями власти. Два проекта - о реформе местного самоуправления и о принципах организации региональной власти - в нижнюю палату уже поступили. Сегодняшний Совет Думы, первый после зимних каникул, официально примет их к рассмотрению.

Разработчики проектов считают, что эти два закона сами по себе - уже процентов пятьдесят всего процесса разграничения полномочий, которое по-прежнему значится в числе главных политических задач года. А вместе с поправками в Бюджетный и Налоговый кодексы (без них законы реформой стать не смогут) - и все 80, после их принятия останется "подгонять" отраслевые законы (о милиции, об образовании, о здравоохранении) под уже заложенную основу.

Как сообщил в понедельник "Известиям" замглавы президентской администрации Дмитрий Козак, поправки в кодексы межведомственная комиссия (в ней представители правительства, субъектов федерации и мунициальных властей) намерена сформулировать ориентировочно к 1 марта. То есть к этому времени хотя бы первое чтение оба проекта должны пройти. Сейчас ждут заключения Минфина - оно должно быть готово к 20 января. В Думе, правда, хотели бы увидеть поправки еще до принятия законов, но это маловероятно - они должны основываться на окончательном варианте проектов (сами законы меняют принципы взамоотношений между уровнями власти, поправки в кодексы - схему разделения доходов и расходов). В Кремле предполагают, что бюджетные и налоговые изменения будут рассматриваться, скорее всего, на осенней думской сессии. Примерно так же полагают и в нижней палате - финал было бы логично связать с бюджетным процессом. В итоге, по оценкам экспертов, доходный перевес впервые может оказаться на стороне регионов, примерно 56 процентов против 44. Но только вместе с дополнительными полномочиями и угрозой отстранения от должности в случае их невыполнения.

Авторы законов готовы к весьма бурному обсуждению, в том числе и к спекуляциям на тему социальной несправедливости предлагаемых порядков. Государство, подчеркивают в администрации, от своих обязанностей не отказывается, но на законодательном уровне пытается перейти от абстрактных массовых льгот к системе адресных субсидий. И попутно избегать пустых обещаний, признав, например, что равномерно обеспечить всех приличными детскими пособиями все равно невозможно. Нынешняя схема, считают разработчики, дает слишком большой простор для махинаций, в качестве иллюстрации приводя проверку Минтруда, которая выявила 7 миллионов "липовых" ветеранов, на обеспечение которых регионы получали дополнительные средства.

"Мы должны заставить себя каждый раз, принимая решения, считать деньги" - примерно так видят гарантию нормального исполнения всех решений разработчики законов. Этот тезис вкупе с предвыборной горячкой может отсрочить принятие законопроектов, и такую возможность в Думе не исключают. Тем не менее сейчас датой вступления изменений в силу значится 1 января 2005 года - только к этому сроку можно будет и учесть новации в бюджете, и закончить необходимые изменения (выработку границ, выборы, формирование органов власти) в системе мунициальных образований.

Екатерина Григорьева

Обзор Прессы за 15 января 2003 года  »
Юридические статьи »
Читайте также