Хотели ниже, получилось как всегда Российский союз промышленников и предпринимателей одобрил новую схему единого социального налога

В начале февраля в правительство должна быть передана модернизированная концепция налоговой реформы. В ней, в частности, экономические министерства изложат, как им видится снижение ставки единого социального налога (ЕСН). Именно от этого налога зависит, какие пенсию, медицинское обслуживание и социальные дотации будут получать россияне. В среду в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) тоже обсуждали ЕСН. Бизнесмены пришли к выводу, что сократить ставку налога можно на 7-8% - за счет переноса части социальных выплат (например, пособия на период отпуска по уходу за ребенком) с работодателя на государство.

В ближайшие недели должно решиться, на сколько будет снижена ставка единого социального налога. Сегодня этот налог составляет 35,6% фонда оплаты труда. 28% фонда оплаты труда уходят в бюджет Пенсионного фонда, 3,6% - на медицинское страхование, 4% - в Фонд социального страхования. Кроме того, работодатель теоретически может пользоваться регрессивной шкалой налога. То есть платить тем меньше, чем больше у него фонд оплаты труда. Правда, по словам источника в Минфине, эту схему предприниматели почти не используют.

В конце прошлого года как ведущие экономические ведомства, так и предприниматели придерживались принципа "резкого" сокращения ставки ЕСН. Правда, и те, и другие под ним подразумевали разное. Предложения Минэкономразвития и Минфина заключались в том, что ЕСН должен быть снижен до 20% в течение 3-4 лет. Крупные бизнесмены, которым выгодна как можно меньшая ставка налога, предлагали снизить ее до 11-14%. Одна из самых крупных проблем, возникавших в этой связи, - уменьшение отчислений в Пенсионный фонд, и как следствие - сокращение размера самих пенсий.

В среду мнение предпринимателей несколько изменилось. После некоторых подсчетов бюро РСПП пришло к выводу, что реальное снижение ставки налога возможно до 28-30%.

Новая система распределения ЕСН, которую РСПП будет предлагать на рассмотрение правительства, состоит из трех уровней. Первый составит 14%, и в него войдут отчисления в государственный Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование.

Второй - обеспечение социальных выплат нестрахового характера (6-8%). Сюда входят затраты работодателя на сотрудников, не связанные с потерей работником заработка. К примеру, оплата пособий по уходу за ребенком до полутора лет, пособие на погребение, оплата медицинской помощи. Предполагается, что постепенно вторая составляющая ставки ЕСН может быть сокращена за счет того, что эти пособия будут вноситься из государственного бюджета.

И, наконец, 6-8% составят страховые взносы, то есть пособия по временной нетрудоспособности, выплаты в связи с несчастным случаем на производстве, пособия по беременности и накопительная часть пенсии. При этом предполагается, что на страховые взносы будут установлены определенные тарифы в зависимости от рисков, возникающих на производстве.

Такая схема, по мнению гендиректора координационного совета объединений работодателей России (КСОРР) Олега Еремеева, позволит решить проблему вывода зарплат из "тени" заинтересованностью работников. Сейчас, по его словам, пенсия и страховые пособия не зависят от размера заработной платы. Кроме того, Олег Еремеев считает, что положительную роль сыграет и конкуренция между частными страховщиками в области медицинского и социального страхования.

Министерства пока не озвучивают свою официальную позицию. Известно лишь, что замминистра финансов Сергей Шаталов в начале года заявлял о том, что ЕСН может быть снижен уже с 1 января 2004 года. Минэкономразвития в свою очередь в лице министра Германа Грефа готовит в данный момент концепцию модернизации налоговой системы страны, в которой вопрос о снижении ставки ЕСН в ближайшие три года, как ожидается, будет учтен.

Екатерина Выхухолева

Обзор Прессы за 17 января 2003 года  »
Юридические статьи »
Читайте также