Ассоциация поднимет шумиху

Креативным идеям рекламистов готовят депозитарий

Российская ассоциация рекламных агентств (РАРА) сегодня, 7 июля, запускает проект "Депозитарий интеллектуальной собственности" -- юридически законный способ гарантировать права автора на креативную собственность.

В рекламном бизнесе до сих пор не являются редкостью случаи воровства рекламных идей, особенно часто они происходят на тендерах, когда разработчики представляют свои идеи на публичное обозрение. Случается, что отклоненные на конкурсе проекты потом частично или полностью реализуются другими рекламными агентствами, которые приписывают все авторские права только себе.

В обход закона

Федеральный закон "О рекламе" гласит, что "реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав". Защищать такие права надлежит с помощью российского законодательства, однако в этом направлении существует ряд сложностей.

Во-первых, не все оригинальные идеи патентуются. Запатентовать разработку -- процесс долгосрочный и хлопотный, кроме того, не всякая идея может быть запатентована. Обычно агентства патентуют "долгоиграющие" идеи, которые могут быть использованы многократно и в течение долгого времени.

Во-вторых, контракты и договоры, которые заключают между собой агентства и заказчики, предполагают разрешение споров без привлечения судебных инстанций.

По мнению рекламных агентств, которым приходилось сталкиваться с воровством собственных разработок, разрешить проблему через суд возможно, но это чрезвычайно дорого, долго и утомительно. "Мы на собственном опыте сталкивались с воровством рекламных идей, -- говорит Татьяна Сергевнина, заместитель директора рекламного агентства "Стоик". -- Мы обратились в суд, очень долго боролись и все-таки выиграли дело. Хочу сказать, что обращение в суд -- эффективная мера борьбы, но очень дорогая, к тому же требующая много времени".

Общественное мнение

Депозитарий интеллектуальной собственности, по мнению РАРА, должен стать эффективной мерой по борьбе с воровством в рекламном мире. Агентство, желающее гарантировать сохранность своей эксклюзивной идеи, выраженной в произведении, должно отправить копию произведения с подписями и печатями агентства заказным письмом в дирекцию РАРА. Полученное Ассоциацией письмо регистрируется и сохраняется.

Если будет зафиксирован факт воровства зарегистрированной в депозитарии идеи, РАРА обещает "поднять шумиху".

"Мы будем выступать не в качестве юридического гаранта, а в качестве общественного мнения, -- рассказывает Вероника Герцена, менеджер по PR РАРА. -- Если обнаружится воровство, мы сразу же разошлем пресс-релиз в СМИ, соберем Совет РАРА, поднимем общественное мнение на защиту пострадавшей стороны".

Обязательное условие -- заказчик идеи должен знать, что копия разработки направлена в РАРА. Вероника Герцена уверена, что такое предупреждение будет сдерживающим фактором нелегального использования идей.

Сергей Малахов, заместитель генерального директора Центра правовой поддержки рекламной деятельности, говорит, что, если факт нарушения авторских прав разработчика будет установлен, "возможна выплата компенсации до 50.000 МРОТ или взыскание всего дохода от использования объекта авторского права".

Члены РАРА могут пользоваться депозитарием бесплатно, для остальных эта услуга платная.

Действовать быстро

Рекламные агентства поддерживают инициативу РАРА в защите их прав. Однако многие из них не видят у Ассоциации реальных механизмов, чтобы противодействовать нарушению авторских прав.

"Мелким рекламным агентствам уличение их в воровстве может в некоторой степени даже помочь стать известными, они могут использовать конфликт как пиар-акцию, -- считает Татьяна Сергевнина. -- В случае, если такое агентство сегодня закроют, завтра оно снова возникнет под другим именем.

Самый надежный способ защитить свои разработки от воровства -- это быстро продвигать их, чтобы они уже были реализованы, и даже если их все равно скопируют, то потребитель сразу заметит сходство и уже не будет воспринимать похожую рекламу".

Альтернатива

Дмитрий Гоголев, юрист юридической компании "Усков и Партнеры", предлагает рекламистам схожие с депозитарием РАРА два способа подтвердить свое авторство на воплощенный креатив.

Агентства, не являющиеся членами РАРА, не желающие платить за услуги депозитария, бесплатно могут поставить в Российском авторском обществе (РАО) печать на материально воплощенную идею, также можно запечатать разработку в конверт и отправить по почте на собственный адрес. И документ с печатью РАО, и запечатанный конверт с почтовым штемпелем имеют юридическую силу и могут быть представлены в суде для доказательства своего авторства.

Вот только шумиху агентству уже придется поднимать самому.

Что сделать...

Чтобы защитить авторскую идею от воровства:

Быстро воплотить ее

Либо запатентовать разработку

Или отправить копию сформулированной идеи с подписями и печатями агентства заказным письмом в дирекцию РАРА

Можно поставить в Российском авторском обществе печать на материально воплощенную идею

Либо запечатать разработку в конверт и отправить по почте на собственный адрес

Марк Чернов

"Коммуналку" сдадут в концессию  »
Юридические статьи »
Читайте также