Вертикаль губернатора Сердюкова

Прошедшие в Ленобласти муниципальные выборы сопровождались небывалой политической активностью. Дело в том, что областные муниципалы, в отличие от их бесправных питерских коллег, в ходе идущей реформы МСУ получают серьезные полномочия, главные из которых - контроль над собственностью и землей. Поэтому особенно жаркие баталии развернулись в близких к Петербургу и богатых Всеволожском, Ломоносовском, Выборгском районах, где земля уже стоит огромных денег. Там предвыборная кампания оказалась традиционно грязной, с применением всех возможных черных технологий, от срыва встреч с избирателями до подкупа и выпуска подметных газет и листовок. Не обошлось и без криминальных инцидентов. В сентябре в Выборге по подозрению в похищении человека был задержан депутат муниципального совета, а по совместительству лидер местного "Молодежного Единства" Михаил Ведерников. А 6 октября прямо в центре Выборга из снайперской винтовки был убит кандидат в депутаты Сергей Плахтий. По некоторым данным, незадолгодо смерти ему угрожали и требовали сняться с выборов.

В сам день голосования случаи массового подкупа избирателей были зафиксированы в Сосновом Бору, из-за чего территориальная избирательная комиссия даже признала результаты выборов недействительными. Правда, областной избирком, в лице его председателя Владимира Журавлева, тут же подрихтовал коллег: по мнению Журавлева, доказательства нарушений "недостаточно масштабны" и повторные выборы проводиться не будут.

Абсолютное большинство среди победивших кандидатов составили самовыдвиженцы. Они получили 1916 из 2277 мандатов. Среди партийцев больше всего депутатов - 231 человек - провели (кто бы мог подумать!) "медведи", за ними идут КПРФ (51), ЛДПР (26) и "Родина" (17).

Однако главным победителем предвыборной гонки стал губернатор Валерий Сердюков. Валерий Павлович сумел обернуть себе на пользу идущую в стране муниципальную реформу и достроить вертикаль собственной власти, которая теперь достала уже и до местного самоуправления.

Напомним: суть реформы МСУ состоит в том, что в стране вводится двухуровневая система местного самоуправления . Муниципалитеты первого уровня создаются в рамках городских и сельских поселений, второго уровня - в рамках районов. Региональные власти должны передать муниципалам большую часть своих полномочий. Все это, по мысли разработчиков реформы, должно приблизить Россию к стандартам Евросоюза, где именно муниципалитеты несут на себе основную властную нагрузку.

Однако в Ленобласти реформа с самого начала шла под жестким контролем губернатора. Ее реализация началась с того, что депутаты ЗакСа с подачи исполнительной власти провели новую административно-территориальную нарезку области. Статус городов, которые раньше были самостоятельными МО, понизили до муниципалитетов первого уровня. По новому закону маленькие поселки с волостями получили практически такое же представительство и права, как 80-тысячная Гатчина или 50-тысячный Волхов. Исключение было сделано только для Соснового Бора с ЛАЭС и особой охранной зоной вокруг нее. Таким образом, муниципальная нарезка оказалась несправедливой для городов области. Зато губернатору управлять регионом с укрупненными МО куда удобнее.

Но главное ноу-хау Сердюкова касается порядка избрания глав администраций МО, которые будут обладать всей полнотой власти на местах. Согласно федеральному закону о местном самоуправлении, их выбирают депутаты из числа кандидатов, представленных конкурсными комиссиями. Эти комиссии наполовину формируются губернатором, наполовину - самими депутатами. Однако норма федерального закона касалась только муниципалитетов второго уровня, а как избирать глав администраций на первом уровне, депутаты должны были определить сами. Тем не менее областной закон ввел этот порядок и для МО первого уровня. Кроме того, если ФЗ предполагал, что депутаты будут избирать главу администрации на альтернативной основе, то согласно областному закону комиссия представляет им лишь одного кандидата.

Это значит, что губернатор будет, по сути, назначать глав администрации всех 222 муниципалитетов области - каждого района, города и поселка! Схема Сердюкова повторяет ту, которую выстроил Владимир Путин на уровне страны, когда фактическое назначение губернаторов обставляется некоей демократической процедурой - проводом через региональный парламент. Но, по сути, остается назначением.

Не менее интересная ситуация сложилась и с передачей муниципалам властных полномочий. В ходе последних месяцев высокопоставленные чиновники областного правительства не раз заявляли, что, мол, рано еще отдавать на места контроль над землей и собственностью, право формировать бюджет и т.д., а лучше бы оставить все это в их компетенции. Однако на пресс-конференции 5 октября губернатор пообещал, что область передаст все полномочия, предусмотренные федеральным законом, на местный уровень. Если этого не сделать, "мы получим только что избранные органы власти, которые будут бездействовать", - совершенно справедливо заметил Сердюков. Однако при этом губернатор оговорился, что может и не отдать властные полномочия "отдельным сложным муниципальным образованиям". О каких МО идет речь, Валерий Павлович не сообщил. Вот и гадай, что он имел в виду: то ли экономически неблагополучные районы, то ли те, где новоизбранные депутаты окажутся неугодными и попробуют спорить с исполнительной властью.

В общем, эксперимент с муниципальной реформой по-ленинградски продолжается. Что родится из этой пробирки, пока не очень понятно. Но уже в ближайшие месяцы, когда депутатский корпус приступит к работе, ситуация должна проясниться.

Комментирует депутат Законодательного собрания Ленинградской области, заместитель председателя комиссии по государственному, административно-территориальному устройству и местному самоуправлению Владимир Леонов:

"Реформа идет на усиление ресурса губернатора. По целому ряду пунктов наш областной закон противоречит федеральному в сторону ущемления полномочий муниципалов. Губернатор делает все, чтобы именно его выдвиженцы стали главами администраций МО. Фактически вместо реформы, идея которой была достаточно здравой, мы получили очередной фарс.

Тем не менее многое будет зависеть от самих депутатов. Если они будут послушно исполнять указания сверху, у нас не будет никакого самостоятельного местного самоуправления. Если же советы будут независимыми, они могут потребовать от губернатора соблюдения федерального законодательства и стать реальной властью на местах".

Андрей Дмитриев

"Кол" для коллеги. Отменен приговор, вынесенный на основании вердикта присяжных  »
Юридические статьи »
Читайте также