Картелям угрожают карами

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) вынесет на рассмотрение Правительства РФ ряд своих предложений по внесению изменений в антимонопольное законодательство.

Об этом в пятницу заявил заместитель министра по антимонопольной политике Андрей Цыганов. Изменения коснутся некоторых статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и Закона "О конкуренции".

Главным критиком инициатив МАП выступил первый заместитель председателя Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) РФ Владимир Миловидов, который полагает, что, прежде чем вносить изменения в существующее антимонопольное законодательство, неплохо было бы разобраться, помогает ли оно в принципе развитию бизнеса, а также способствует ли притоку в страну инвестиций.

Нужны западные стандарты

По словам Андрея Цыганова, государство в первую очередь осуществляет контроль за тем, чтобы в стране не было компаний, злоупотребляющих доминирующим положением на рынке, а также противостоит такому опасному для экономики явлению, как образование картелей и фирм -- "любимчиков" региональных руководителей.

"МАП похвастаться успехами в борьбе с картелями не может, -- заявил Андрей Цыганов. -- У нас нет аналитической базы для этого или общепринятых европейских норм борьбы с картелями, когда компания, заявившая добровольно о своем участии в картеле, избегает наказания. Эта норма работает, потому что за участие в картеле на компанию накладывается штраф в размере 10% от ее годового оборота, а в Америке это и вовсе является уголовным преступлением".

По его мнению, в России сложилась удивительная ситуация, когда по КоАПу, наказания за нарушения в сфере экономики и антимонопольного законодательства приравнены к наказаниям за пьянство и мелкое хулиганство.

МАП предлагает увеличить пороговую стоимость активов участников сделки, сведения о которой нужно передавать к ним, и ввести такое понятие, как минимальная стоимость активов для каждого фигуранта сделки.

Смена позиции

Точка зрения МАП на реформирование антимонопольного законодательства по большей части не сходится со взглядами руководителей Федеральной комиссии по ценным бумагам.

Так, первый заместитель председателя ФКЦБ Владимир Миловидов высказался за детальный анализ всего антимонопольного законодательства, прежде чем вносить в него изменения.

"Создается впечатление, что законодательство у нас хорошее, соответствует международным нормам, но на самом деле никто не знает, так ли это. В России существуют вертикально интегрированные компании и монополии. Но кто ответит на вопрос: в результате чего они образовались? Благодаря антимонопольному законодательству или вопреки?" -- подчеркнул он.

По его мнению, в законодательстве прописано, как руководители компании могут доказать, что ее доминирование на рынке не влечет для него пагубных последствий, но совершенно непонятно, как те компании, которые считают, что их интересы ущемлены, могут доказать это.

"Ну и, конечно, недопустимо антимонопольное регулирование на финансовом рынке, это так же абсурдно, как и монопольно низкая цена на финансовые услуги".

Руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Владимир Кондратьев порекомендовал МАП выйти к правительству с предложением по корейскому примеру создать в каждой отрасли двух-трех так называемых "национальных чемпионов".

По его мнению, это позволит в конечном итоге добиться того, что российская продукция сможет реально конкурировать с западными товарами. "МАП же останется обговорить с компаниями ту долю рынка, которую они будут занимать", -- считает Владимир Кондратьев.

Максим Баранов

Обзор прессы за 15 апреля 2003 года  »
Юридические статьи »
Читайте также