Административные суды могут начать работу уже в 2004 году.

Разработанный Верховным Судом России проект федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в РФ» был внесен в парламент в сентябре 2000 года и через два месяца принят в первом чтении. Дальнейшего развития этот законопроект пока не получил. 15 апреля 2003 года председатель Верховного Суда России Вячеслав Лебедев обсуждал ход работы по созданию административных судов с президентом России. Главе государства уже представлен проект Административного процессуального кодекса. «Желательно, чтобы этот проект был рассмотрен на весенней сессии Госдумы с тем, чтобы все поправки были приняты уже осенью вместе с законом «О федеральных административных судах в РФ». Понятие административный суд существует уже давно. Административные дела, административное судопроизводство – это требование Конституции России, которое необходимо выполнять», – говорит Вячеслав Лебедев.

На встрече с петербургскими журналистами и правозащитниками председатель Санкт-Петербургского городского суда Владимир Полудняков сообщил, что федеральные окружные административные суды могут появиться уже с 1 января 2004 года. Предполагается, что в Северо-Западном федеральном округе будет создано три окружных суда, а позже – административные межрайонные суды. «Они должны взять на себя бремя защиты гражданина и предпринимателя от чиновников и бюрократов», – говорит Владимир Полудняков.

Согласно проекту федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в РФ» к административным относятся дела (кроме дел, рассматриваемых по правилам конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства, и дел об административных правонарушениях) об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также дела по спорам, связанным с применением законодательства о выборах, налогового законодательства, по спорам органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой. К компетенции административных судов относятся, кроме того, дела о приостановлении или прекращении деятельности общественных объединений.

В настоящее время рассмотрение дел об оспаривании нормативных актов имеет много сложных вопросов. Например, не ясно, в какой суд гражданин должен подавать заявление о признании недействительным нормативного правового акта городской администрации, затрагивающего его права и обязанности, если этот акт противоречит Уставу Санкт-Петербурга. По закону этот спор подведомственен Уставному суду Санкт-Петербурга, но городской закон не наделяет гражданина или организацию самостоятельно обращаться в этот судебный орган. Владимир Полудняков ответил «В тех случаях, когда гражданин считает, что его права и интересы нарушены и его требования вытекают из публично-правовых отношений, а региональный закон не дает ему возможность обратиться в УС, то он вправе обратиться в суд общей юрисдикции». С другой стороны, горсуду неподсудны дела об оспаривании нормативных правовых актов, принятых нижестоящим (отраслевыми) органами администрации – эти споры находятся в юрисдикции районных судов.

Обзор прессы за 15 мая 2003 года  »
Юридические статьи »
Читайте также