Реформа объектов областного жкх будет проходить через их акционирование

12 апреля в Доме областного Правительства прошло заседание, посвященное обсуждению одного из важнейших вопросов, напрямую связанных со вступлением в силу с 1 января 2006 года федерального закона о местном самоуправлении. Председатели отраслевых комитетов Правительства Ленинградской области и главы муниципальных образований обсуждали проблему грядущей реформы системы жилищно-коммунального хозяйства региона.

Перед тем, как вниманию собравшихся был представлен основной доклад совещания, Губернатор Валерий Сердюков особо подчеркнул, что судьба объектов ЖКХ и реформирование всей системы в свете грядущих перемен в административном управлении на местах является в настоящее время одним из сложнейших вопросов, К решению проблемы надо подойти с особым вниманием, ведь от того, к какому решению в результате придет область, зависит, как впредь будут предоставляться населению коммунальные услуги.

- Проблем в сфере ЖКХ достаточно и сегодня, пока на территории области всего 29 муниципальных образований. Но, начиная с 2006 года, их будет уже 222, и их благополучие во многом зависит от того, какая система коммунального хозяйства появится в новых условиях. В настоящее время до 40 процентов бюджетов муниципальных образований уходит на дотации предприятиям ЖКХ, а с нового года эти выплаты должны будут прекратиться. Тем более, сейчас наша основная задача -это выработать жизнеспособную методику, согласно которой муниципальные образования первого уровня смогут без особых проблем обеспечить население светом, теплом и водой. Самое главное - сделать это надо таким образом, чтобы в конечном итоге не разрушить установившуюся систему районного ЖКХ, не допустить чрезмерного роста тарифов за коммунальные услуги. Необходимо отработать механизмы, позволяющие компенсировать за счет субсидий затраты на коммунальные услуги для пенсионеров и малоимущих категорий граждан. Наиболее вероятно, что здесьмы пойдем по пути новшества, недавно введенного и уже опробованного на практике в Сосновом Бору и во Всеволожском районе. В этих муниципальных образованиях достаточно хорошо зарекомендовал себя пилотный проект по замене льгот на коммунальные услуги ежемесячной денежной компенсацией. Люди там получают "живые" деньги на свои пенсионные счета. Все эти обстоятельства нам надо сегодня учесть при выработке общей позиции, - сказал глава региона. Вариант решения проблемы уже разработан в Комитете по ЖКХ и ТЭК Ленинградской области, о чем председатель Комитета Сергей Мяков доложил главам муниципальных образований.

Действительно, существует реальная угроза разукрупнения единой системы ЖКХ на множество отдельных объектов без централизованного управления - ведь оказание коммунальных услуг населению с будущего года будет осуществляться на уровне поселений. Основные проблемы, с которыми лишенное поддержки из областного бюджета жилищно-коммунальное хозяйство области столкнется, -это нехватка оборудования и кадров, а также недостаточное финансирование. Несомненно, необходимо привлекать в отрасль частные инвестиции, но в нынешнем своем состоянии система ЖКХ не способна гарантировать инвесторам возврат вложенных в объекты средств. Выход? - Реформировать отрасль.

- Конечно, единый рецепт для всех муниципальных образований - абсолютно отличающихся друг от друга по целому ряду параметров - не представляется возможным, но общее направление реформирования должно быть единым. Речь идет об акционировании сегодняшних МУПов в ОАО. Мы предлагаем две схемы акционирования, различающихся лишь в деталях. Основное направление -преобразование нынешних предприятий ЖКХ в акционерные общества со стопроцентной собственностью на уровне муниципального образования, - обозначил путь решения проблемы Сергей Мяков. Акционирование МУПов должно будет проходить в несколько этапов. Прежде всего необходимо провести инвентаризацию имущества, а вся не подлежащая этой операци и собственность (жилищный фонд, объекты энергетики, водозаборы, водоводы и пр.) будет передаваться в казну МО. После этого орган МСУ регистрирует и оценивает данное имущество с последующей передачей его в аренду на срок не менее 10 лет. Последнее обстоятельство должно привлечь потенциальных инвесторов. Главное различие схем заключается в процедуре заключения договоров муниципальных заказов и договоров на оказание услуг. Первый вариант предусматривает их сосредоточение на уровне муниципальных образований первого уровня, а второй - в границах муниципальных районов.

В целом, предложенный вариант был принят за основу в ходе заседания, но остается еще ряд вопросов, которые необходимо решить, прежде чем окончательно приступить к процессу акционирования МУПов. Это и рассмотрение возможности установления единых тарифов на уровне муниципальных районов, и нивелирование юридических последствий, связанных с процессом передачи собственности ЖКХ в казну муниципальных образований, и возможность создания единой управляющей компании на уровне Ленинградской области в виде унитарного предприятия ЖКХ ЛО.

По итогам заседания Губернатор постановил создать рабочую группу в составе представителей ряда муниципальных образований и профильных комитетов Правительства Ленинградской области и фискальных органов, которая бы в течение календарной недели обработала бы все предложения и дополнения, сделанные участниками совещания к докладу Сергея Мякова. По итогам работы данной группы должен быть сформулирован документ, который бы дал общие рекомендации к действию главам муниципальных образований.

- Вопрос реформирования системы ЖКХ необходимо решать крайне оперативно, причем сделать все надо таким образом, чтобы не допустить разрыва установившихся связей в сфере ЖКХ. Это неминуемо приведет к полному развалу, поэтому к процессу акционирования надо приступать только предусмотрев все возможные негативные последствия, - сказал в завершение заседания Валерий Сердюков.

Александр Правилов

Составителей не судят  »
Юридические статьи »
Читайте также