Усть-Луга не только точка на карте Сегодня праздник в новом морском торговом порту

Так получилось в конце ХХ века, что наша страна потеряла обустроенные гавани в республиках Прибалтики, необходима была их адекватная замена. Однако возможности развития большого порта Санкт-Петербурга уже давно исчерпаны.

Да и караваны судов по шесть месяцев в году ходят к нам в сопровождении ледоколов. И вот в 1992 году родилась идея о строительстве нового порта Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области.

Лужская губа расположена в 110 км от Петербурга (по судовому ходу — 130 км) в юго-западной части Финского залива и вдается в берег на 20 км между мысом Кургальским на западе и мысом Колгапня на востоке. Естественные условия навигации в этой части Финского залива позволяют эксплуатировать порт круглый год — с относительно коротким периодом ледовой проводки судов. Продолжительность навигации без использования ледокола в Лужской губе — 326 дней в году.

Естественные глубины акватории Лужской губы позволяют судам заходить в акваторию порта по короткому каналу протяженностью 3,7 км (в Петербурге морской канал — больше полусотни километров). По совокупности всех факторов в Усть-Луге можно принимать суда водоизмещением до 120 тыс. тонн. Железнодорожное сообщение здесь через сеть железных дорог по линии Вейманр — Котлы — Усть-Луга, примыкающей к железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Таллин. Автомобильное сообщение — по автодороге федерального значения А-121 с выходом на автомагистраль Санкт-Петербург — Таллин.

В 1992 году вышел указ президента РФ «О мерах по возрождению торгового флота России» . Тогда и было образовано ОАО «Компания «Усть-Луга». В 1999 году на должность генерального директора компании был назначен Валерий Соломонович Израйлит, а председателем совета директоров компании — Владимир Иванович Якунин. Именно тогда произошел коренной перелом в жизни будущего порта: началось его реальное становление.

ОАО «Компания «Усть-Луга» является заказчиком-застройщиком морского торгового порта Усть-Луга на основании контракта с Министерством транспорта РФ от 15 июня 2000 года. Общество обладает полномочиями самостоятельно принимать решения по вопросам финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации порта с привлечением государственных и частных инвестиций. Руководство компании выстроило новую систему финансирования, вывело строительство порта на общенациональный уровень, и можно сказать, что «машина заработала».

5.10.2001 г. наша газета сообщала: «Новый порт в Усть-Луге становится реальностью. Еще недавно тут была зеленая лужайка, а сейчас идет приемка госкомиссией готового морского канала. К концу года завершится строительство угольного терминала...». 30.06.2003 г. продолжила: «Началась коммерческая эксплуатация первой очереди угольного терминала морского торгового порта Усть-Луга. Первый пусковой комплекс угольного терминала, способный обеспечить отправку через терминал до 1 млн тонн угля в год, приступил к регулярному приему и перевалке продукции. От причала угольного терминала Усть-Лужского морского порта финское судно Espa, груженное углем, взяло курс к берегам Финляндии. Чуть позже в присутствии правительственной комиссии в составе министра транспорта России Сергея Франка, первого заместителя министра путей сообщения Владимира Якунина, губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова был отправлен латвийский сухогруз с кузбасским углем».

В любом торговом порту большую роль играет наличие железнодорожных путей. В порту Усть-Луга новые железнодорожные пути уже подведены к причалам. С начала строительства порта ОАО «РЖД» инвестировало в развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к порту и строительство предпортовой станции Лужская 1,5 млрд рублей.

Сегодня железнодорожная инфраструктура обеспечивает подачу грузов в порту Усть-Луга до 4 млн тонн, что полностью обеспечивает потребности первой очереди угольного терминала и готовящейся к вводу в этом году паромной линии.

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2006 год предполагает освоить 1300 млн рублей. Она включает финансирование строительства железнодорожных подходов — как непосредственно в порту, так ближних и дальних подходов, которые будут строиться по мере ввода в эксплуатацию портовых комплексов. Уже освоено 1153 млн рублей на строительство первой очереди станции Лужская, Южного и Северного железнодорожных парков, которые планируется запустить уже осенью текущего года.

«Пристальное внимание со стороны нашей компании к реализации этого проекта обусловлено его особым значением для социально-экономического развития региона и государства в целом. Географическое положение и гидрография способны в короткие сроки сделать новый порт лидером среди отечественных портов Северо-Запада, и он сможет принять на себя практически все грузопотоки, которые сейчас направлены в адрес морских портов стран Балтии», — заявляет президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. И, отмечая значимость строящегося порта для развития экономики России, глава «Российских железных дорог» говорит: «Мы всерьез заявляем о намерении конкурировать с портами Прибалтики. Эту конкуренцию мы будем наращивать и одержим в ней победу. У российских и западных инвесторов не должно быть никаких сомнений относительно наших планов. Усть-Луга будет многопрофильным портом с теми объемами перевозок, которые планируются, — и даже больше».

Морской торговый порт Усть-Луга — самый перспективный порт России на Балтике, призванный стать западным морским форпостом России. Выбор места строительства не случаен. Он обусловлен выгодным географическим положением: Ленинградская область — узловой пункт международного транспортного коридора, связывающего Европу с Юго-Восточной Азией. Из девяти международных транспортных (так называемых трансмодальных) коридоров один проходит по Ленинградской области.

«Будущее этого порта связано со свободной экономической зоной (СЭЗ) в Кингисеппском районе», — считает Валерий Израйлит. На готовую инфраструктуру инвесторы обязательно пойдут. Третий год объем инвестиций удваивается. В этом году инвестиции составят около 9 млрд рублей, заявил он.

23 декабря совет директоров ОАО «Компания «Усть-Луга» принял заявление Владимира Якунина о прекращении его полномочий как председателя совета директоров компании. Правда, он продолжает курировать проект по личному поручению президента РФ. Новым председателем совета директоров назначен Валерий Израйлит.

Цель строительства в Лужской губе Финского залива морского портового комплекса — восполнить дефицит перегрузочных мощностей для экспортно-импортных грузов, уменьшить транспортные издержки для российских товаропроизводителей. Новый порт станет крупным современным транспортным узлом Северо-Запада России. Его грузооборот составит 35 млн тонн различных грузов в год. Порт Усть-Луга станет единственным российским портом на Балтике, способным принимать сухогрузные суда дедвейтом до 75 тыс. тонн и обрабатывать наливные суда (танкеры разных типов) дедвейтом до 120 тыс. тонн.

Строительство порта вызовет мощный экономический подъем в Кингисеппском районе. Так, в припортовой производственно-промышленной зоне планируется построить множество перерабатывающих и обрабатывающих заводов.

ОАО «Компания «Усть-Луга» планирует в регионе, прилегающем к порту, строительство поселка городского типа на 20 тыс. жителей. В основном здесь будут малоэтажные дома и коттеджи. Такая архитектура органично вписывается в ландшафт Усть-Луги, и жить в таких домах значительно комфортнее. Жилищное строительство будет вестись с использованием механизмов ипотечного кредитования. Один из вариантов приобретения жилья, когда юридическое лицо — один из терминалов морского порта — выкупает жилье для своих работников, а они приобретают его по очень льготной схеме рассрочек. Другой вариант — федеральная программа «Жилище». Те граждане, которые захотят работать в порту и имеют право на участие в федеральной программе (например, уволенные в запас офицеры), получают здесь квартиры по жилищным сертификатам. Есть надежда, что в скором будущем маленький провинциальный поселок станет привлекательным уютным городом.

Сегодня в красочном убранстве порт. На открытие 2-го пускового комплекса 1-й очереди угольного терминала ждут важных гостей.

Надежда Коновалова

Эй, покажи паспорт! Обладателей льготных смарт-карт сразу посчитали мошенниками  »
Юридические статьи »
Читайте также