Теперь у нас ума палата. Общественная

Общественная палата России укомплектована полностью и провела первое заседание в Георгиевском зале Кремля. Владимир Путин пожелал палате успехов, рекомендовал координировать свои действия с депутатами, прежде всего Госдумы, обсуждая с ними новые законопроекты еще на стадии разработки. А также предупредил "общественников": "Нет ничего удивительного, что вам придется столкнуться с определенными трудностями, больше того, вас нигде не ждут". Это был намек на возможное противодействие чиновников работе ОП.

Пока что Общественная палата определилась со своим активом. Ее председателем избран академик Евгений Велихов. Профильные комиссии палаты тоже возглавили люди, чьи имена на слуху. Комиссией по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства будет руководить Александр Шохин. Комиссию по благотворительности, милосердию и волонтерству возглавил Владимир Потанин. Контролировать правоохранительные органы будет комиссия адвоката Анатолия Кучерены, а детский врач Леонид Рошаль возглавил комиссию по здравоохранению. Так же естественно, что главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев будет ответственным за информационную политику и свободу слова в СМИ.

На формирование Общественной палаты ушел год и четыре с половиной месяца. Впервые о необходимости ее создания сказал Владимир Путин 13 сентября 2004 года. В то время сама идея Общественной палаты оказалась в тени других, куда более радикальных президентских инициатив, к примеру, прекращения общенародных выборов губернаторов. На фоне если не слома, то серьезной перестройки системы регионального управления Общественная палата выглядела непонятным довеском к уже действующей представительной власти.

Сейчас, в январе 2006 года, когда ОП создана и приступила к работе, она уже не выглядит пятым колесом российской политики и общественной жизни. Это связано и с изменением роли Федерального собрания. За два последних года сбылась мечта реформаторов начала 90-х: российский парламент стал безотказным механизмом по принятию любых законопроектов, поступающих из правительства или президентской администрации. Это может быть и монетизация льгот , и либерализация акций "Газпрома" , и новый Жилищный кодекс , и любое международное соглашение. Конституционное большинство "Единой России" гарантирует выдачу в срок любого законодательного продукта.

Но надежность механизма не гарантирует качественность результата. Нагляднее всего это проявилось с Законом о монетизации льгот, а самый свежий пример - недавнее принятие Закона о неправительственных организациях . Первое чтение прошло с привычной непринужденностью, но тут стало ясно, что окончательное принятие закона в том же виде вызовет международный протест, не говоря уж о том, что и российские общественные организации окажутся в полной власти чиновников. Инициатором существенных изменений закона ко второму чтению пришлось стать Владимиру Путину. Что совсем не "царское дело".

Теперь роль такого "тормоза" должна сыграть Общественная палата. Нынешняя фактически однопартийная Дума не справляется с задачей общественной экспертизы из-за упадка престижа самих экспертов. Против каждого нового закона голосует иногда десять, иногда сорок депутатов, но их мотивы, как правило, никому не интересны и остаются неизвестными. Между тем особое мнение даже одного члена ОП, особенно специалиста в той сфере, к которой относится и обсуждаемый закон, может существенно повлиять на его конечный вариант.

Впрочем, насколько это верно, будет понятно после начала работы.

Михаил Логинов

В Купчино появятся площадь и метро имени Лихачева  »
Юридические статьи »
Читайте также