Здоровый, но... не чистый? Что такое «экологический продукт», не знают даже производители

Успокоим себя раз и если не навсегда, то надолго: фирменных продмагов, торгующих исключительно экологически чистой продукцией отечественного производства, нам не видать. Как и специализированных отделов в супермаркетах, торгующих безупречно чистой в экологическом отношении едой от нашего производителя. И в общем и целом: не производят в России экологически чистую продукцию.

«А вот и неправда! — возмутится кое-кто из досужих потребителей. — Многие отечественные производители маркируют свою продукцию как экологическую. Вот именно — МАРКИРУЮТ, то есть оповещают потребителя отдельной строчкой на упаковке: «Экологический продукт». Возможны варианты: «натуральный», «здоровый», «безопасный».

Ну написать в рекламных целях можно что угодно. Главное — соблюсти требование: не употреблять словосочетание «экологически чистый» . Оно законодательно запрещено. Зато само понятие «экологический продукт» законодательно не закреплено. Четкие требования к нему не известны никому. Даже самим производителям.

Нынешней осенью в Москве на международной конференции «Экологические продукты в России» представителям российских и зарубежных компаний, занимающихся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной и пищевой продукции в России, был задан вопрос: «Чем должен отличаться экологически чистый продукт от обычной продукции?». Большая часть опрошенных — 75 процентов — обратили внимание на необходимость использования высококачественного исходного сырья. Остальные — на наличие соответствующей сертификации, на органолептические свойства продукта. И какая-то часть опрошенных — на стоимость продукта.

Вот так производители самостоятельно формируют критерии отличия экологических продуктов от обычных. Фантазиям нет предела. Чего только стоит определение экологической чистоты продукта «по органолептическим свойствам»! Получается, что любой продукт, чьи свойства — вкус, запах, внешний вид — оценены с помощью органов чувств некоего эксперта на «отлично», можно называть экологически чистым?..

На самом же деле и органолептические свойства продукта, и его стоимость — критерии вторичные. В Европе под маркировкой «экологический» подразумевают продукт, произведенный без употребления удобрений, пестицидов и химикатов.

Органическое сельское хозяйство во многих странах Европы — это самостоятельный сегмент всего агропроизводства. Строился он на протяжении десятилетий начиная с 1924 года, с появления небольших экспериментальных хозяйств, производящих экологически чистые продукты в нетоварных, правда, объемах — для использования самими владельцами. Интенсивное ведение органического агропроизводства началось только в 60-е годы прошлого века. Расширился круг стран и количество хозяйств в этом секторе, выросли объемы производства — уже товарного.

А спустя три десятилетия импортные экопродукты хлынули на российский рынок. Под них и стали приспосабливать поначалу отделы в крупных магазинах, а потом в Первопрестольной открыли первый экосупермаркет. Прилавки там заполнились импортными пищевыми продуктами с уже упомянутыми маркировками «эко», «био» или «органик», соответствующими стандартам экологического производства, принятым в странах ЕС или США.

Сейчас в странах Европы под органическое производство отведено более 3 миллионов гектаров пашни (1,8 процента всех сельскохозяйственных площадей). В странах ЕС экопроизводство осуществляется на площади 2,8 миллиона гектаров (2 процента всех используемых сельхозугодий). По объему площадей под органическими культурами в ЕС на первом месте находится Италия — 788 тысяч гектаров, затем следуют Германия — 416, Великобритания — 292 тысячи гектаров.

А теперь — внимание!

По данным Российского зернового союза, под производство экологически чистой сельхозпродукции в нашей великой аграрной державе отведено всего 57 тысяч гектаров. Или 0,014 процента российских земель сельхозназначения.

При этом эксперты свидетельствуют: благодаря тому, что российская пашня за последние годы успела отдохнуть от безмерного применения удобрений, пестицидов и химикатов, благодаря запрету на возделывание генно-модифицированных культур Россия остается одной из чистых стран в экологическом отношении.

Но заниматься органическим сельским хозяйством наши аграрии не хотят, не могут, не будут. Прежде всего по финансовым соображениям. Каждое европейское государство, обеспокоенное экологической чистотой продукции, под развитие своих экоплантаций предусмотрело меры государственной поддержки. В России же государственная поддержка традиционного сельского хозяйства сведена почти к нулю. А что говорить об органическом агропроизводстве?.. Между прочим, оно требует гораздо больших затрат, чем традиционное.

Может быть, компании, уже заявившиеся на российском продовольственном рынке, готовы инвестировать дополнительные средства в развитие производства экологических продуктов? Это еще один вопрос, заданный представителям производственных, перерабатывающих и торговых фирм на международной конференции «Экологические продукты в России».

Только 37 процентов опрошенных дали положительный ответ. Остальные или сказали категорическое «нет», или затруднились ответить. Многие свою категоричность объяснили так: «Принимать окончательные решения можно только тогда, когда появится государственный нормативный документ, регламентирующий рынок экологической продукции в России».

В Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии заявили однозначно: «Такой документ может появиться в лучшем случае в 2007 году». Пока что закончилось публичное обсуждение технического регламента (ТР) об экологическом сельском хозяйстве и соответствующей маркировке . Принятие же законопроекта о введении этого самого ТР в действие может затянуться по техническим причинам. Сначала должны быть приняты базовые ТР — «О безопасности пищевой продукции» и «Об этикетировании пищевой продукции» . Рассмотрение их в Госдуме намечено на 2006 — 2008 годы.

Торговля, как известно, отрасль гибкая, хитрая. О невысокой платежеспособности среднестатистического потребителя ей хорошо известно. Равно как и о достаточно высоком спросе его, среднестатистического потребителя, на отечественное продовольствие. Лови момент, торговля!

Поймала.

И вот уже на прилавках рядом с импортной «эко», «био», «органик» едой, появляются наши «экологические», «натуральные», «здоровые», «безопасные» продукты.

Но... «Нам не дано предугадать», насколько покупка будет соответствовать истинной экологичности и безопасности. Искать правду в суде, подавать иск на торгующую организацию или на производителя можно только в том случае, если купленный и съеденный продукт нанес очевидный вред здоровью. Тот аргумент, что покупатель заплатил за обычный продукт на 15 — 20 процентов дороже, как за нечто особое, — в расчет не принимается.

Санкт-Петербургский экологический союз провел социологический опрос, в ходе которого выяснялись особенности понимания петербуржцами термина «экологически безопасная продукция» и поводы для ее приобретения. Он проводился в рамках Программы малых проектов в сфере охраны окружающей среды, которая осуществляется Британским советом. Были опрошены 700 жителей Петербурга в возрасте от 18 лет и старше.

l На вопрос: «Какое определение экологически безопасной («экологичной») продукции ближе к вашему?» — было предложено три варианта ответов.

Итог опроса:

1. Продукция, безопасная для здоровья человека, — 55,6% (389 чел.).

2. Продукция, содержащая только натуральные, природные составляющие, — 32,0% (224 чел.)

3. Продукция, при производстве которой оказывается минимально негативное воздействие на окружающую среду, — 12,4% (87 чел.)

На вопрос: «Вы знаете, что такое экологическая маркировка продукции?» — «НЕТ» ответили 47,6% респондентов, «ДА» — 26,0%, «Что-то слышал» — 26,4%.

Большую значимость при выборе продукции имеют: информация о составе товара — для 73,6% опрошенных, удобство использования/употребления (55,9%), цена (52,3%), наличие на этикетке экологической маркировки — знака, удостоверяющего безопасность товара для здоровья и окружающей среды (40,9%), внешний вид упаковки (32,9%), известность, популярность бренда (24,7%).

На вопрос: «Что для вас было бы более важным при покупке экологически безопасной продукции?» — абсолютное большинство — 513 человек (73,3%) — признались: «Таким образом я забочусь о своем здоровье». Еще 79 человек к заботе о собственном здоровье добавили «заботу об окружающей среде». Один респондент вспомнил про «заботу о своих близких». И один человек покупает экопродукцию «согласно своему расходу».

Татьяна Марьина

Точки роста губят соседей В число борцов за петербургскую оборонку вошел Московский институт теплотехники, создающий ракетные комплексы "Тополь-М"  »
Юридические статьи »
Читайте также