Самим не управиться зачем Смольный решил укрупнить муниципалитеты?

На прошлой неделе Валентина Матвиенко неожиданно для всех сделала заявление о необходимости укрупнять муниципалитеты (сейчас их в городе 111). До этого к подобным инициативам Смольный относился резко отрицательно.

"Было бы правильно подумать о развитии органов местного самоуправления, -- сказала Валентина Матвиенко, -- о приведении их к общей структуре существующей власти в городе. У нас 18 районов -- должно быть 18 органов местной власти плюс те отдельные города и поселки, которые имеют поселковый статус".

Смольный и до Матвиенко, и при Матвиенко выступал против уменьшения числа и укрупнения муниципальных образований. Хотя такие предложения в администрацию города поступали постоянно. Так, сразу после губернаторских выборов с проектом укрупнения МСУ к Валентине Матвиенко приходили парламентские демократы. Они предлагали создать двухуровневую систему -- сохранение нынешних муниципалитетов в границах города и создание второго уровня МСУ из 13 районов в городской черте плюс самостоятельные города и поселки. Их идеями не заинтересовались. Потом демократы пытались внести соответствующие поправки в городской закон , но этого им тоже не удалось. Сейчас собственный закон -- об укрупнении муниципалитетов до районного уровня и создании над ними пяти округов, в которых будут губернаторские "полпреды" написал депутат-единоросс Сергей Никешин. Правда, его коллеги считают, что этот закон не получит серьезной поддержки в ЗакСе.

С 1 января вступает в действие новый федеральный закон об МСУ , следствием которого станет кардинальная реформа муниципальной власти в России -- им должны быть переданы достаточно широкие полномочия, в частности по распоряжению землей. Но для Петербурга и Москвы в законе сделано исключение, поэтому неожиданная активизация Смольного не может быть напрямую вызвана федеральным законотворчеством (тем более что субъектам Федерации дали право передавать полномочия по готовности). Правда, некоторые эксперты все-таки усматривают здесь взаимосвязь: Валентина Матвиенко, считают они, внимательно следит за генеральной линией, и если вся страна реформирует МСУ, она не может делать вид, что это ее не касается.

Другие эксперты связывают активизацию губернатора с желанием разобраться с районными руководителями -- собственно, именно с рассуждения о большом финансировании районов губернатор и начала свое рассуждение про муниципальную реформу. "Меня беспокоит, что все больше увеличивается финансирование районных администраций, -- сказала Матвиенко. -- Считаю это правильным, эти средства идут на ремонт жилья, кровель, подвалов, благоустройство дворов. Так вот, если за городской исполнительной властью есть контроль ЗакСа, то за районными администрациями такого контроля нет. На мой взгляд, деятельность районных властей должны контролировать органы представительной власти".

"По сути вертикаль исполнительной власти в городе не выстроена, -- заявил один из собеседников "Города", -- непонятен статус всех этих мелких муниципалитетов, и еще более непонятен статус глав районных администраций".

Инициатива губернатора застигла городскую общественность врасплох. Депутаты говорили, что о предполагаемой реформе ничего не знают, а председатель парламентской комиссии по МСУ Алексей Тимофеев заявил "Городу", что сразу после губернаторского заявления звонил в Смольный, но там ему ничего рассказать не смогли. Единственный, кто оказался в курсе дел, была глава смольнинского комитета по работе с органами власти и МСУ Нина Шубина (см. комментарий).

В кулуарах говорят, что одна из ключевых идей Смольного -- применить президентскую схему в отношении глав муниципалитетов -- чтобы они назначались губернатором по согласованию с местными советами. Таким образом, городские власти гарантируют сохранение контроля над муниципалитетами и могут без особого опасения передавать им полномочия. Правда, назначение глав муниципалитетов губернатором противоречит федеральному законодательству. Но в Смольном, видимо, надеются, что им удастся договориться об очередном исключении для Петербурга.

В любом случае, до реализации губернаторская инициатива дойдет не скоро. Поскольку нынешние муниципалитеты в большинстве своем избраны осенью 2004 года на 4 года, до 2008 года с ними сделать ничего нельзя, и до 2008 года реформу не провести.

Комментарий

Нина Шубина, председатель комитета по работе с органами власти и МСУ:

-- Так когда начнется реформа МСУ?

-- Валентиной Ивановной поручено проработать концепцию муниципального развития. Но до 2008 года, пока не закончатся полномочия действующих муниципальных депутатов, ситуация будет оставаться неизменной. На эту тему было много разговоров, в частности о двухуровневой системе местного самоуправления, но то, что сейчас предлагает Валентина Ивановна, не касается вопроса о двух уровнях.

-- Почему?

-- Двухуровневая система не подходит нам в правовом смысле, поскольку в федеральном законе для городов федерального значения предусматривается собственная модель МСУ -- она называется часть территории, а не две части друг над другом. Это очень долго объяснять... А что касается разделения города на части, отличающиеся от тех, которые есть сейчас, -- это вполне возможно. Кроме того, Валентина Ивановна настаивает на праве населения наших крупных пригородов типа Сестрорецка и Зеленогорска иметь собственную модель МСУ.

-- Вы собираетесь укрупнять муниципалитеты до уровня районов?

-- Территориальная модель еще будет продумываться, в целом речь идет об укрупнении муниципалитетов с тем, чтобы сосредоточить в них инфраструктуру, ресурсы и налоговую базу, увеличить потенциал этих территорий.

-- Сколько в итоге будет муниципалитетов?

-- Никто ничего не называет. Я, по крайней мере, никаких цифр не видела. Думаю, что на встречах Валентины Ивановны с муниципалитетами и депутатами ЗакСа будут формироваться рабочие группы. Все эти вопросы будут очень широко обсуждаться.

-- Для объединения муниципалитетов необходимы местные референдумы с 50-процентной явкой, что практически нереально.

-- Местный референдум определяется городским законом , его всегда можно поменять и снизить явку. К тому же можно изменять границы и путем опроса населения, а опрос бывает в самых разнообразных формах.

Антон Мухин

Юридические статьи »
Читайте также