В обнимку с Джини Изучая стандарты проживания в Санкт-Петербурге

Весь этот год проходит под знаменем каких-то стандартов проживания в Санкт-Петербурге. В Смольном только о них, кажется, и говорят. С того самого апрельского дня, когда постановлением городского правительства № 474 они — эти стандарты — оказались материализованы .

Для рядовых горожан остались тайной за семью печатями как необходимость стандартов, так и их смысл. Небольшой опрос прохожих в Кузнечном переулке подтвердил это.

— Стандарты? Это чтобы сравнивать уровень жизнь в Петербурге с европейским, — ответив на вопрос, студентка ИНЖЭКОНа с готовностью поделилась своими впечатлениями от поездки в Париж.

— Ничего подобного! — Вступил в разговор мужчина в шляпе с авоськой. — Хотят заставить нас думать, что все будут жить одинаково, стандартно. И, конечно, богато... Власть, как обычно, хочет пустить горожанам пыль в глаза...

Были и другие предположения: от «просто говорильня» до «простите, я спешу». Женщина, торгующая пирожками, на глазах которой проходил этот блиц-опрос, не выдержала:

— Ты бы не приставала к людям, а взяла бы да рассказала, что это за зверь такой — стандарты.

Действительно, почему бы не попробовать. Умница студентка со своей логикой оказалась ближе всех к истине. Но и она от нее далека.

Вот официального вида брошюра из 112 страниц: программа социально-экономического развития города до 2008 года, до конца полномочий нынешнего губернатора. Лишь в начале документа, в преамбуле, проводится сравнение Петербурга с Европой и Москвой. Увы, не в пользу Петербурга. Львиную долю брошюры занимает таблица, отпечатанная мельчайшим шрифтом, —«Временный перечень стандартов проживания в Санкт-Петербурге». В таблице предпринята попытка выразить цифрами жизнь горожанина в мельчайших подробностях: от его доли в региональном валовом продукте до денег, которые его семья тратит на музеи; от времени пути до ближайшего гастронома до количества самоубийц на каждую тысячу граждан... При этом власть не только констатирует сегодняшнюю ситуацию (вернее, вчерашнюю, поскольку исходные данные взяты из 2003 года), но и по каждому пункту ставит цифирьку, которую гарантирует к 2008 году. Там же есть еще одна цифирька, именуемая целевым значением, — это то, чего хотелось бы добиться к тому же 2008 году.Хотелось бы, но... не гарантируется. Так сказать, повышенные капиталистические обязательства.

Чтобы понять все, что прописано в таблице, нужно иметь пару-тройку экономических образований: индекс развития человеческого потенциала, отношение месячного среднедушевого дохода к величине всего населения... Или вот, скажем, коэффициент Джини, который не бывает меньше 0 и больше 1. Иначе — индекс концентрации доходов. Этим красивым термином экономисты кличут разницу в кошельках граждан: у кого — густо, у кого — пусто. Неважно, как эта (или этот) Джини рассчитывается, важно, что чем больше коэффициент, тем больше разница между бедными и богатыми. Смольнинские экономисты оценивают сегодняшнее значение коэффициента в 0,388 и гарантируют сохранность Джини в неприкосновенности до 2008 года. А еще цель перед собой ставят — уменьшить эту разницу. Только непонятно: то ли бедные станут богаче, то ли богатые обеднеют.

Некоторые цифры в этом перечне стандартов не только понятны всем, но и чрезвычайно интересны. К примеру, один беглый взгляд на таблицу — и ясной становится главная мысль. В 2008 году нам всем гарантируют лишь сохранение того, к чему мы пришли к концу 2003 года. В общем, Смольный, глядя правде в глаза, признает, что говорить о каком бы то ни было улучшении можно лишь как о желаемом, как о светлой цели... Есть лишь отдельные исключения, где гарантируемое к 2008 году отличается от достигнутого в 2003-м.

Не подвергается никакому сомнению ухудшение экологической обстановки. Интересно, что, несмотря на гарантированное увеличение в воздухе диоксида азота, оксидов азота и углерода, пыли, власть тем не менее записывает как цель к 2008 году не только удержать ситуацию в рамках 2003 года, но и улучшить ее. За счет чего, непонятно. Ведь площадь городских зеленых насаждений увеличить не обещают, а всего лишь имеют в виду такую вероятность. Да и инвестиции в охрану окружающей среды гарантированно уменьшаются. Если, как следует из таблицы, в 2003 году всего в экологию было вложено миллиард 950 миллионов рублей, то в 2008-м — миллиард 618 миллионов. Так что ради своего здоровья придется запастись противогазами или дышать через раз.

Пишут об увеличении потерь воды, об уменьшении количества жителей пригородов, обеспеченных газоснабжением.

Все остальное в нашей жизни нынешние городские власти хотят только улучшить, хоть и без гарантии. Особенно красива цифра желаемого (не гарантируемого) валового продукта в регионе на душу населения. 2003 год — 93,9 тысячи рублей на человека в год. А возможно, в 2008 году будет... 230 с половинкою тысяч рублей на того же человека. В общем, удвоение ВВП отдыхает.

Многие небезынтересные для горожан вещи остались без всякой гарантии: вместо цифр — иксы. К примеру, власть не знает, сколько ожидать браков и разводов в год. Оно и понятно: не ее это дело. А вот когда видишь то же самое в разделе, где речь идет о размере территории города, о площади жилой застройки, производственной зоны и прочего, это, знаете ли, непонятно. Причем гарантированные значения не просто оставлены «на потом», они «не устанавливаются» вовсе. А вот цели определены: немного увеличить площадь жилой застройки за счет пригородных сельскохозяйственных земель.

С городским имуществом — все наоборот: есть железные гарантии, прописанные до копейки, и нет целей. Говорят, до конца нынешнего года КУГИ еще успеет определить свои цели. Непонятно, правда, зачем их определять, если ясна и прозрачна политика всесильного имущественного ведомства? Вот, скажем, гарантированно увеличивается доход города от аренды помещений. А средний доход с земельных участков, напротив, уменьшается. В 2008 году почти в три раза будет поднят доход бюджета от продажи городского имущества. А дивиденды по акциям, принадлежащим городу, упадут более чем в восемь с половиной раз. Вообще-то это понятно: акций ведь будет меньше — продадут.

От цифр быстро устаешь. Но они же могут и развлечь. И даже насмешить. Вот раздел про транспорт. Ни за что не угадаете, сколько человек насчитали сотрудники городского комитета по транспорту в 2003 году на одном квадратном метре «свободной площади пола пассажирского салона» в автобусе или троллейбусе?

Девять.

Гарантируют, что хуже не будет. А светлая цель — затолкать на квадратный метр автобуса шестерых, а вагона метро — четырех человек.

Чтобы получить не только интеллектуальное, но и физическое удовольствие от транспортных стандартов проживания в губернском городе СПб, можно поставить эксперимент по заполнению квадратного метра дома или на работе. Успех аттракциона гарантирован.

Иные гарантии и цели транспортного обслуживания уже как-то, знаете ли, теряются на фоне этого эксперимента.

В смысле медицинского обслуживания — всех этих диспансеров, стационаров, количества специалистов, койко-дней и уменьшения заболеваемости — в стандартах все нормально: гарантируют сохранить сегодняшнее положение или даже лучше. Интересны в этом разделе не планы и гарантии, а цифры 2003 года по социальным болезням. Иными словами, по тем хворям и напастям, причина которых в бедности, в неустроенности, в низкой культуре.

Оказывается, в Петербурге в 2003 году выявили 0,44 нового алкоголика на каждую тысячу жителей. Наркоманов и того меньше — 0,14. Проще говоря, отыскали одного алкоголика среди 2273 человек и одного наркомана из более чем 7000 горожан. Картина идиллическая. Получается, что все наркоманы и алкаши давно уже взяты на учет, с ними активно работают, прочищая организмы и мозги. А осталось так — мелочь.

Правда, есть предположение, что их никто и не выявляет. В этом случае добиться ошеломляющих результатов по сокращению социально значимых болезней к 2008 году можно совсем просто: перестать замечать их вообще. И красивые цифры в перечне стандартов гарантированы.

«Обеспечение пропускной способности и стоимостной доступности». В переводе с чиновничьего на общегражданский это означает: насколько легко можно будет получить медицинскую услугу и хватит ли денег, чтобы ее оплатить. Увы, гарантировано, что как способность, так и доступность остаются неизменными. Впрочем, количество коек в стационарах будет сокращено на 16 тысяч штук. Так что, действительно, даже сохранение сегодняшнего положения будет стоить больших усилий.

Сейчас читатель, очевидно, ищет информацию о планах насчет ценовой политики в медицине... И не найдет. Стандарты молчат. Промолчим и мы.

Наиболее значимые разделы, которые касаются всех нас без исключения, неизменно завершаются интереснейшей строкой — сколько процентов от объема расходов на каждого члена семьи уходит (по мнению авторов стандартов) на оплату тех или иных надобностей. Цифры не плановые и даже не гарантируемые. Базовые. Из 2003 года. Именно поэтому, собственно, так любопытно посмотреть на них поближе. И посчитать. Занимательная должна получиться математика.

На транспорт мы тратим 3,8 процента от дохода на каждого члена семьи, на медицину — 0,9, на оплату услуг в системе образования (детские сады, средние школы, дополнительное образование) — 1 процент в общем объеме расходов в среднем на каждого члена семьи.

Для примера возьмем обычную среднюю школу: 10 рублей — на охрану, 100 рублей — в фонд школы, 140 рублей — на дополнительный урок английского в месяц. Хватит, будем скромными. В сумме — 250 рублей. Если это один процент, то расход на каждого члена семьи должен ежемесячно составлять 25 тысяч рублей... Без комментариев... Возможно, что ни в Смольном, ни в соответствующем комитете просто не в курсе сегодняшнего положения дел. В таком случае, может быть, сначала следует изучить реальную обстановку, а потом уже заниматься стандартами жизни?

В городских комитетах, правда, пояснили, что все цифры, которые заполняют нескончаемую таблицу, это результат отчетов и планов. А разработка собственно стандартов проживания (то есть тех показателей, которые должен иметь город, именующий себя европейским) еще впереди. На них, мол, и будет ориентироваться власть в своей работе... В общем, вывод один: вскоре горожане получат дополнения к нынешним стандартам и узнают наконец, как должно быть.

А пока этого не произошло, расскажем еще о некоторых гарантированных нам вещах. И просто о любопытных фактах.

Из области культуры. Число театров, библиотек останется стабильным. А вот один из музеев к 2008 году будет закрыт. Какой — неизвестно. Просматривается также ясная линия на сокращение числа концертных организаций и кинотеатров. Если в 2003 году в городе (по таблице) было 43 кинозала, то к 2008 году станет 8... Или 9.

Из области туризма. Это интересно, потому что туризм в последние годы именуют одной из самых перспективных сфер городского бизнеса, на которую нужно делать ставку, планируя развитие города. Средняя продолжительность пребывания туриста в Петербурге — полтора дня. Жаль, что не отмечено, какова же минимальная продолжительность.

В Кемеровской области трое судебных приставов признаны виновными в превышении должностных полномочий  »
Юридические статьи »
Читайте также