"Нагрузка" на наш карман? Новый закон о наземном общественном транспорте вызывает массу вопросов

Лишний раз говорить о том, как "хорошо" работает общественный транспорт в Петербурге, явно не требуется: каждый, кто им пользуется, легко подтвердит это сам. Исправит ли положение новый закон "О наземном маршрутном транспорте общего пользования", который на днях внесла в ЗакС Валентина Матвиенко?

ПРАВИЛА ИГРЫ

Закон, внесенный губернатором, должен заменить старый закон с похожим названием, принятый пять лет назад.

Как утверждают его разработчики (по всей видимости, трудящиеся в Комитете по транспорту), "сохранение действующего правового поля и принципов организации перевозок приведет к дальнейшему ухудшению финансового состояния государственных транспортных предприятий". А также - к "увеличению затрат бюджета, стихийному развитию маршрутной сети и рынка коммерческих перевозок, снижению объема и качества предоставляемых социальных транспортных услуг, повышению аварийности в секторе коммерческих перевозок"... В общем, если не примут новый закон - все будет плохо. Что же в нем написано?

Главная особенность, как утверждают разработчики закона, - больше не будет разделения маршрутов на "социальные" и "коммерческие".

Весь транспорт, который сегодня обслуживает питерских пассажиров (кроме такси), будет возить их на основе договоров, которые, в свою очередь, будут заключаться по итогам конкурса. Заказчиком перевозок станет Комитет по транспорту. Городское правительство получает широкие полномочия - оно будет устанавливать все маршруты движения, согласовывать расписание движения, устанавливать порядок проведения конкурсов, регулировать цены и тарифы на перевозку пассажиров, определять тип транспортных средств, которые должны обслуживать маршруты, и так далее.

Конкурс на право возить пассажиров будет проводиться либо отдельно по каждому маршруту, либо - по "зональному принципу", когда группа маршрутов объединяется в один "лот". Тот, кто выиграет конкурс, сможет при необходимости привлечь других перевозчиков - условно говоря, на субподряд.

Наконец, как записано в законе, за счет бюджета возмещаются расходы, связанные с перевозкой пассажиров по регулируемым тарифам, а также - расходы, связанные с перевозкой льготников.

Все это, как полагают разработчики, позволит "преодолеть негативные тенденции, сложившиеся в городских наземных пассажирских перевозках, привлечь дополнительные инвестиции, способствовать привлечению коммерческих перевозчиков к выполнению социального пакета услуг и снизить нагрузку на бюджет по транспортным расходам в части субсидирования перевозок пассажиров"...

Что называется, есть вопросы...

В МАРШРУТКЕ - ПО КАРТОЧКЕ?

Во-первых, непонятно, означает ли прекращение разделения на "социальные" и "коммерческие" маршруты, что и плата за проезд во всех автобусах (а также в маршрутках) будет одинаковой? (Автобусы упоминаем потому, что коммерческих трамваев и троллейбусов в Петербурге нет.) Сегодня проезд в "социальном" автобусе стоит 10 рублей, в коммерческом или в маршрутке - от 13 до 15 рублей. Если закон примут и тариф начнет устанавливать городское правительство - что это значит: проезд на всех видах автобусов будет стоить 10 рублей или он везде будет стоить 15 рублей?

Во-вторых, непонятно, что произойдет с карточками, которые многие из нас покупают. Сегодня по этим карточкам можно ездить только в "социальном" транспорте, в автобус с буквой "К" или в маршрутку с карточкой не сядешь. Между тем в законе, внесенном губернатором, написано, что на проезд в одном или нескольких видах общественного транспорта должны действовать "проездные документы многоразового использования", как на официальном языке называют карточки. Выходит, по ним можно будет ездить и в маршрутках? Или все-таки нельзя?

В-третьих, в проекте записано, что часть функций заказчика перевозок, а также "иных функций и полномочий в области организации перевозок" общественным транспортом может быть передана "организатору перевозок". Что это за "организатор"? Закон расшифровывает: "государственное учреждение или ГУП, имущество которого находится в собственности Петербурга, уполномоченное правительством Санкт-Петербурга". Иначе говоря, нынешний "Пассажиравтотранс".

Что может получиться? Указанный "организатор", по сути, будет сам себе заказывать перевозки, сам возить, сам определять маршруты и сам устраивать конкурсы на право их обслуживания. Понятно, что частным перевозчикам будет абсолютно бесполезно пытаться состязаться с ним за право обслуживать маршруты. Все, что им останется, - идти к нему в "субподрядчики". "Пассажиравтотранс" выиграет конкурс, а затем за определенную плату передаст право обслуживать пассажиров частным перевозчикам. И будет, попросту говоря, стричь купоны.

В-четвертых, непонятно, как коммерческих перевозчиков будут привлекать к выполнению "социального пакета услуг". Если предполагается, как сказано, компенсировать им расходы, связанные с перевозками по регулируемым тарифам, - где расчеты, с этим связанные? Где средства, заложенные в бюджет 2005 года? Закон-то планируется ввести в действие уже на следующий день после опубликования.

Весьма смущают и планы разработчиков закона "снизить нагрузку на бюджет" в случае его принятия. Снижение этой "нагрузки" может произойти только одним способом: часть ее будет переложена на пассажиров. То есть, на нас с вами - путем увеличения платы за проезд.

ГЛАС НАРОДА

Вы довольны тем, как работает общественный транспорт?

Самуил Лурье, писатель, критик:

- Работой этой я недоволен совершенно. Мне кажется, что наш общественный транспорт делает все, чтобы вывести меня из себя. Наверное, им руководит дьявол, который хочет, чтобы в городе было как можно больше людей озлобленных, мрачных, ненавидящих окружающий мир...

Александр Скобов, учитель истории:

- Разве работой нашего общественного транспорта можно быть довольным? Известно, сколько платят учителям поэтому я пользуюсь общественным транспортом, когда надо куда-то ехать, ведь маршрутка дороговата. Ждать приходится подолгу, и что интересно: в часы пик становится заметно меньше "социального" транспорта и заметно больше "коммерческого". Может быть, они просто сговариваются между собой, а потом делят выручку?

Виктория Работнова

Совет Федерации одобрил законопроект "О техническом регулировании".  »
Юридические статьи »
Читайте также