Год "тонкого" учета предпринимателей

Бюджет Петербурга на 2006 год значительно превышает уровень 2005-го, который оказался рекордным за последние годы.

На что планируется направить средства? Каковы перспективы развития экономики города в ближайшее время? Об этом рассказал председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Владимир Бланк

- Владимир Викторович, весомую долю валового продукта (ВРП) Петербурга создает промышленность, в которой занята почти четверть населения города. В 2005-м наиболее динамично развивались такие отрасли, как машиностроение, металлургия и электроэнергетика. А каковы прогнозы на 2006 год?

- Ведущие отрасли останутся прежними. Промышленность, как и раньше, будет играть роль локомотива экономики города. Существенное увеличение выпуска продукции ожидается в обрабатывающем комплексе, в выпуске машин, оборудования и транспортных средств.

Рассчитываем на стабильный рост производства пищевых продуктов и кондитерских изделий.

Рост промышленного производства в городе вновь превысит аналогичный общероссийский показатель. В результате в Петербурге удастся удвоить ВРП раньше, чем в целом по РФ.

Растет влияние транспортных компаний, которые вышли на третье место среди налогоплательщиков, на экономику города. И это не случайно: Петербург - крупный порт, который динамично развивается. Идет строительство новых автотрасс и дополнительных развязок.

- Считается, что принятие нового Генплана развития Петербурга - один из шагов к переходу на долгосрочное планирование. Насколько реально сегодня строить планы на многие годы вперед, если многие процессы в экономике сегодня выглядят неустойчивыми?

- В Петербурге принята программа социально-экономического развития. И если планы правительства удастся увязать с бюджетной деятельностью, а ее, в свою очередь, сориентировать на конечный результат, то можно выйти на намеченные ориентиры.

Предприниматели и население хотят знать те цели, которые преследуют власти, потому что без этого сложно понять, как будет развиваться инфраструктура бизнеса, каковы приоритеты. Нужны закон о стандартах качества жизни в городе и план мероприятий для его реализации. Не исключено, что все это потребует поправок в городские законы.

При реализации крупных строительных и инновационных проектов важно понимать, на что подрядчики расходуют средства. В сфере городского хозяйства предполагается усилить контроль за тарифной политикой естественных монополистов и перейти на нормативный метод финансирования социально значимых программ.

Хотелось бы понять, что и сколько на самом деле стоит. Какова реальная себестоимость производства продуктов питания, сооружения 1 квадратного метра жилья, строительства и модернизации 1 километра проезжей части улицы.

Возьмем для примера общественный транспорт. ГП "Пассажиравтотранс" получает субсидии. А как их расходуют перевозчики? Насколько эффективно? Пока нет четких критериев оценки, нельзя и спросить за качество выполненных услуг...

Или другой пример. В 2005 году была введена в эксплуатацию первая очередь вантового моста. Во Франции тоже недавно ввели в строй вантовый мост высотой 300 метров - его считают одним из самых больших в мире. Если попробовать сравнить затраты на возведение этих двух объектов, то наталкиваешься на парадоксы.

Скажем, при пересчете затрат пропорционально весу металлоконструкций расценки на строительство моста в Петербурге окажутся значительно выше, чем во Франции. В данном случае средства на строительство предоставлены из федерального бюджета. Но ведь те же мостостроители в Петербурге выполняют и заказы на сооружение городских объектов.

По-видимому, придется менять систему выполнения горзаказов, переходить к аукционным торгам, чтобы повысить эффективность выполнения работ и затруднить сговор между их участниками.

Далеко не все устраивает в работе монополистов. В частности, при реформировании ОАО "Ленэнерго" появились генерирующие, сетевые и сбытовые компании. В прежние годы ОАО "Ленэнерго" накопило долг в виде невыполненных обязательств перед потребителями не менее чем на 3,5 млрд руб.

Энергетики могут выставлять напоказ какие угодно достижения, но факт остается фактом: деньги они получили, а договоры не выполнили. Предприятия не получают достаточных мощностей для развития. Жилые дома подключены по временным схемам. И все это не мешало прежнему ОАО "Ленэнерго" выплачивать солидные дивиденды акционерам...

- Но как в таком случае повлиять на энергетиков? Складывается впечатление, что теперь главная задача для них - генерация электричества и тепла. А как оно будет доставлено потребителям - дело десятое. Получается, что часть своих затрат сетевики перекладывают на потребителей. И руководство сбытовой компании вообще не хочет обсуждать эту проблему. До него теперь не достучаться...

- Цепочка "генерация - сети - сбыт электроэнергии и тепла" должна быть выстроена эффективно. Однако пока энергетики не предлагают вариантов, которые гарантировали бы решение всех проблем.

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко четко обозначила позицию: при радикальном варианте целесообразно передать сетевую компанию на баланс города. Вопрос - о формах участия города в развитии сетевого хозяйства. Сейчас оно финансируется по остаточному принципу.

- И последний вопрос. Петербург привлекателен для инвесторов. Но они могут уйти и в другие субъекты РФ. Что, на ваш взгляд, нужно для стимулирования программ развития городской инфраструктуры?

- Один из методов регулирования экономики и сбалансированного развития городской инфраструктуры - налоговая политика. Предполагается совершенствовать методы оценки стоимости земли на основе кадастровой системы. Земля в центре города и на его окраинах не может стоить одинаково. Вопрос в том, какой должна быть эта разница.

В 2006 году попытаемся расширить пакет мер по содействию инвесторам. Речь идет не столько о льготах, сколько о "тонком" учете их потребностей при реализации новых проектов. Предпочтение будет отдано наукоемким отраслям.

Прогноз роста экономики Петербурга к 2008 году, % к 2004-му

ВРП +38%*

Промышленность в целом +24% (+28%*)

В том числе машиностроение и металлообработка +40% (+46%*)

Выпуск товаров и услуги +47% (+51%*)

*- Оптимистический сценарий

Источник: правительство Петербурга

Беседовал Андрей Лазарев

Монетизация: альтернативы нет?  »
Юридические статьи »
Читайте также