Монетизация: альтернативы нет?

Так можно сформулировать основной итог совещания по монетизации льгот, которое провел полпред президента в СЗФО с руководством регионов.

Открывая совещание, Илья Клебанов подвел некоторые промежуточные итоги начавшегося с 1 января процесса монетизации льгот. Полпред, в отличие от российского вице-премьера Александра Жукова, заявившего о возможности субъектов Федерации сохранить натуральные льготы (при недостатке средств на монетизацию), категорически отверг такую возможность. По словам Клебанова, монетизация - это единственно возможный путь к наведению порядка в социальной сфере страны. Он также подчеркнул, что о резком усилении ответственности государства говорит рост расходов на социальную сферу практически в три раза: с 75-100 млрд рублей до 300 млрд рублей.

Около 40 млн россиян (почти треть населения) имеют право на те или иные льготы, но до сих пор в стране не существовало ни системы их учета, ни национальной социальной политики, построенной на прозрачном экономическом фундаменте. Только в процессе подготовки к монетизации льгот в регионах с изумлением насчитали у себя более 100 одних только льготных категорий населения, не говоря уже о точном числе льготников каждой из этих категорий.

То же происходит и на федеральном уровне. Только с началом монетизации впервые стал формироваться реестр (база данных) федеральных льготников. По словам министра здравоохранения и социальной политики Михаила Зурабова, бюджетом на 2005 год были предусмотрены расходы на выплату компенсаций для 12,239 млн федеральных льготников. Но фактически их оказалось более 14 млн. И это число - не окончательное...

Трудно считать "порядком" ситуацию, когда власть лишь с погрешностью в несколько миллионов (!) человек может назвать число граждан, перед которыми она несет материальные обязательства. Нет данных и о том, сколько льготников реально пользуются какими льготами и в каком объеме (статистика впервые появится лишь в ходе начавшейся монетизации). А нет данных - значит, нет и возможности проконтролировать, обосновано или нет выделение бюджетных средств и целевое их расходование.

С точки зрения современного государственного управления это не только неэффективно, но и предоставляет широкие возможности для злоупотреблений. Полпред убежден, что запоздавшее начало реализации давно уже назревшей монетизации оказало разрушительное влияние на состояние и общественного транспорта, и жилищно-коммунального хозяйства российских регионов. Он посоветовал представителям регионов подписать предлагаемое федеральным правительством соглашение. Но с оговоркой о необходимости вернуться к обсуждению размера компенсации после получения первых итогов монетизации.

Илья Клебанов считает, что транспортную составляющую льгот необходимо перевести в денежное выражение даже при минимальной компенсации в первое время: "Это позволит реанимировать систему общественного транспорта, которая находится в кризисной ситуации из-за того, что почти половина населения годами ездила бесплатно".

В регионах округа различается объем предполагаемой монетизации - от полного сохранения натуральных льгот (в Новгородской области) до столь же полного перехода на денежные выплаты (в Вологодской области). Илья Клебанов призвал всех переходить к денежным компенсациям постепенно, чтобы к 2006 году обеспечить в округе единый, системный подход к монетизации.

Обращаясь к представителям Новгорода, полпред отметил, что они, "сохранив натуральные льготы, глубоко и тяжело заблуждаются, полагая, что избежали митингов и проблем". По его словам, проблемы неизбежно возникнут, но уже на более серьезном уровне. Когда, например, развалится транспорт. В ответ новгородцы заявили, что натуральные льготы и льготный проездной билет - вещи "равно вредные" (надо сказать, другие регионы их не поддержали).

По словам полпреда, 2005 год будет "не простым", однако "при правильном устранении недостатков социальной реформы мы станем жить в принципиально новой стране". Важно оперативно отслеживать ход реформы и его корректировать. Для этого под руководством заместителя полпреда Любови Совершаевой создается рабочая группа. А 25 января в Петербург для проведения совещания по транспортным проблемам монетизации прибудет министр транспорта РФ Игорь Левитин (подробности читайте в следующих номерах "НВ").

Петербург на совещании представляла вице-губернатор Людмила Косткина. По ее словам, предложенной федеральным правительством 30-процентной компенсации транспортных расходов "недостаточно". Доплаты транспортникам Петербурга в общей сложности составят около 5 млрд рублей (только в федеральном реестре - почти 800 тыс. льготников, а их общее число превышает 1,3 млн человек).

Людмила Косткина обратила внимание на целый ряд "нештатных" проблем. Так, проблема дефицита лекарств осложняется дефицитом медицинского персонала (он уже составляет около 30 процентов, притом что число обращений за льготными рецептами увеличивается лавинообразно, ежедневно - приблизительно вдвое), а также сложной формой рецепта, на заполнение которой уходит до 40 минут. Да и осуществляется оформление вручную, поскольку даже в обеспеченных компьютерами поликлиниках, как правило, отсутствует необходимое программное обеспечение.

Несмотря на 46 действующих телефонов горячих линий (только на справочном телефоне работают 47 человек), многие вопросы свидетельствуют о полном непонимании людьми реформ. Нуждаются в доработке многие вопросы отдельных льготных категорий (чернобыльцев, доноров, детей-инвалидов).

Михаил Журавлев

Правительство РФ внесет на рассмотрение Госдумы проект закона "О внесении изменений в статью 243 части второй "Налогового кодекса РФ"  »
Юридические статьи »
Читайте также