Куда, куда ВАЗ удалили? почему в Петербурге принудительная эвакуация стоит так дорого

После протеста прокуратуры Управление ГИБДД все же пообещало внести поправки в "Инструкцию по задержанию транспортных средств", регламентирующую действия инспекторов ГАИ при принудительной эвакуации автомобилей. Напомним, что спорным был 8-й пункт этой инструкции, из которого следовало, что, после того как инспектор подписывал протокол о задержании машины, ее водитель, даже если он появился у своего автомобиля до того, как его погрузили на эвакуатор, мог получить свой транспорт обратно только на спецплощадке.

Теперь, как рассказывают представители УГИБДД, процедура возврата будет выглядеть так. Если водитель появился на месте до того, как погрузка началась, -- никто не будет ему препятствовать. И даже во время погрузки на эвакуатор инспектор ГАИ, в принципе, может поставить в протоколе отметку "причина задержания устранена" и отослать водителя решать проблему к эвакуаторщику. Возможно, ему удастся уговорить эвакуаторщика вернуть машину на землю.

Впрочем, одним "восьмым пунктом" претензии водителей к эвакуационной петербургской практике не ограничиваются. Как минимум два момента, по мнению юристов, нуждаются в корректировке. Это, во-первых, необоснованность применения столь жестких мер (часто машины забирают в тех местах, где они практически никому не мешают), во-вторых, необоснованно высокие тарифы на эвакуацию. Со всем этим собирается продолжать борьбу вице-спикер Законодательного собрания Петербурга Юрий Гладков. Подготовленный им проект закона об эвакуации автотранспорта в ближайшее время должен быть представлен на рассмотрение депутатов. Этот проект закона подробно описывает права и обязанности автотранспортных фирм, осуществляющих принудительную и добровольную эвакуации. Согласно законопроекту, эвакуация должна проходить для водителя бесплатно, зато в большем числе случаев. Например, во время уборки улиц автомобили предлагается перемещать даже из тех мест, где разрешена стоянка, но увозить их должны не на спецплощадку, ав соседний двор или улицу. То же планируется делать и с автомобилями-нарушителями.

Одним из самых заинтересованных лиц в этой истории является Ассоциация спецплощадок -- структура, на балансе которой находятся все штрафстоянки города. Законопроект Гладкова ассоциация встретила в штыки. Что не нравится в бесплатной эвакуации директору ассоциации Борису Вьюшкину, он рассказал "Городу".

-- Так чем же плох проект закон о бесплатной эвакуации?

-- Во-первых, вводятся дополнительные ограничения прав пользования собственностью -- автомашиной, не предусмотренные Правилами дорожного движения и КоАП РФ , чем нарушаются конституционные права автовладельцев. Как известно, в проекте закона предусмотрено принудительное перемещение машин не только в случаях неправильной парковки, но и при уборке улиц. При этом машины могут увозиться куда-нибудь на свободный участок дороги или жилой зоны. То есть оставленную автовладельцем без присмотра машину городские власти смогут передвинуть куда захотят. Во-вторых, никто не будет обеспечивать до прибытия владельца сохранность машин, а значит, что с ней случится за это время -- никто не в ответе. Представьте, поставили вы машину под своими окнами, а утром машина оказалась в другом дворе, разбитая или "раздетая". Все участники мероприятия по ее перемещению заявят, что они ее перевезли потому, что иначе было не убрать снег, но сторожить ночью были не обязаны. Знаете, если б я нарушал правила, я бы предпочел, чтобы машину увезли на официальную стоянку, пусть даже я уплатил бы за это 3000 рублей, чем если б ее бросили во дворе под окнами какого-нибудь общежития ПТУ.

-- А чем вам не нравится бесплатность эвакуации -- тем, что вы потеряете доходы?

-- Финансирование мероприятий по уборке машин нарушителей за счет средств бюджета (а автор закона предлагает не взимать с автовладельцев деньги за эвакуацию) -- не что иное, как социальная программа поддержки нарушителей правил стоянки. Таким образом, законопослушные водители, соблюдающие правила, вынуждены будут платить за хамов, которые ставят свои машины где попало.

-- И нынешняя система эвакуации вызывает массу вопросов -- например, почему ни одна копейка из денег, взимаемых за эвакуацию, не идет в бюджет? Почему за счет всего этого только транспортные компании?

-- Потому что правительство города как раз подсчитало примерные расходы на содержание спецстоянок и спецтехники. Действительно, в бюджет в настоящее время попадает лишь треть денег, уплаченных нарушителями, в виде налогов, сборов и арендной платы, но и нам от города не перепадает ничего.

-- Я понимаю, когда машины эвакуируют с Лиговского, где развешаны знаки "остановка запрещена" и таблички, извещающие, что здесь работают эвакуаторы. Но когда машины увозят с окраин только за то, что они были припаркованы под углом к тротуару -- это разве справедливо?

-- Это вопрос к инспекторам ГИБДД. Порядок обжалования действий ГИБДД установлен КоАП РФ. Я знаю, были случаи, когда Управление ГИБДД признавало, что действия инспектора неправомерны, и тогда водитель получал обратно свои деньги, не обращаясь в суд, на спецстоянке.

-- Автомобиль могут отправить на спецстоянку и за отсутствие документов у водителя: прав или полиса. Получается: я забыла права, и хотя мне могут подвезти документы, гаишники все равно вызывают эвакуатор и везут машину черт-те куда. Это разве нормально?

-- Если причина задержания устранена до приезда эвакуатора, а ему обычно требуется на дорогу не меньше получаса, автомобиль на спецстоянку не увозят. С другой стороны, инспектор на посту не может сторожить ваше авто целую вечность, пока вам не подвезут документы. Так что здесь все правильно.

-- Многие считают принудительную эвакуацию вообще неконституционной . Машина -- это частная собственность, и никто не может на нее покуситься.

-- С таким подходом я полностью согласен.

-- То есть эвакуация незаконна?

-- Дело в том, что задержание транспортного средства -- это не покушение на собственность. По сути, это временное принудительное прекращение использования транспортного средства, используемое в целях пресечения административного правонарушения. Как изъятие оружия, кассет с порнофильмами, компьютера и т. д.

-- Давайте поговорим про деньги. Сколько всего автомобилей было принудительно эвакуировано в прошлом году?

-- За десять месяцев -- 26 тысяч 20 штук.

-- Если с каждого взяли по три тысячи рублей, получается 78 миллионов рублей. На что же они были потрачены?

-- Во-первых, пять тысяч машин остались невостребованными: так что уже получается 60 миллионов, из которых треть -- отчисления в виде налогов, сборов и иных обязательных платежей. Во-вторых, нам приходится вкладывать очень много денег в благоустройство и оборудование спецплощадок. Например, выделили площадь бывшего трампарка на Дегтярной, территория которого совершенно не приспособлена была к размещению автотранспорта. Если посчитать арендную плату и затраты на содержание 24 земельных участков спецстоянок -- сумма получается не маленькая. Содержание самих эвакуаторов тоже обходится недешево: по нашим правилам на линию не должны выходить эвакуаторы старше 10 лет. Иное дело в Москве, где эвакуаторы приобретаются за счет бюджета города.

-- Объясните, почему в Москве эвакуация стоила 1800 рублей, во многих городах тариф не превышает 1000, а у нас это почему-то стоит 2927 рублей?

-- Для того чтобы сотрудник ГИБДД не охранял самостоятельно задержанную машину в течение нескольких часов, вместо того чтобы передать ее под сохранность эвакуаторщику и продолжать выполнять свои обязанности (как это зачастую происходит в Москве), необходимо обеспечить достаточное количество эвакуаторов, рассредоточив их по всей территории города. Так, например, в Москве используется 45 эвакуаторов на весь город, в то время как в Петербурге -- около 200. Кроме того, в столице до сих пор нет единой информационной сети и координационного центра. Иногда владелец даже не знает, что его машину увезли на стоянку, где она находится, порядок его действий по получению ее обратно. И никого нет, кто смог бы дать разъяснения: в итоге машина по полгода ржавеет, пока ее не найдут. В Петербурге Ассоциация специальных площадок на безвозмездной для всех основе предоставила свои развитые информационные ресурсы для обеспечения круглосуточного функционирования единой информационной диспетчерской службы, телефоны которой всем известны: 001, 987-0000. В ближайшее время на базе информационных ресурсов ассоциации будет организована "горячая линия" по этим вопросам.

-- И все-таки, если я вызову эвакуатор добровольно, это обойдется мне в несколько раз дешевле, чем при принудительной эвакуации.

-- Действительно, тарифы за принудительную эвакуацию несоразмерны с тарифами транспортных компаний Петербурга при оказании услуг по эвакуации в частном порядке (это не больше 1000 рублей). Но эти услуги существенно отличаются от проведения мероприятий, связанных с задержанием машины.

-- Неужели никто не пытался оспорить тарифы в суде?

-- Недавно в Городском суде Петербурга рассматривался иск, поданный юристом Сергеем Носовым. У него тоже задержали машину -- абсолютно законно, так как машина стояла на привокзальной площади, сплошь увешанной знаками "остановка запрещена" и "работает эвакуатор", и создавала помеху для подъезда автобусов к остановке. Оспаривались только тарифы и их обоснованность, истец считал, что правительство города было не вправе самостоятельно определять эти цифры -- по его мнению, они должны определяться в соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономики. Действительно, МЭРТ в трехмесячный срок должно был разработать методические рекомендации по определению тарифов, но этого не сделало. Однако, как указал суд, эти методические рекомендации могут носить лишь рекомендательный характер и субъект РФ вправе ими не руководствоваться. Поэтому 13 декабря Городской суд решил дело в пользу правительства СПб, признав правомерность и обоснованность взимания платы в установленном размере.

-- Прокуратура оспорила 8-й пункт "Инструкции о порядке задержания". Теперь автомобиль можно будет снять с эвакуатора, если владелец появился и готов сам отогнать автомобиль со спорного места.

-- Снять с эвакуатора -- это вряд ли, так как после принятия ее от инспектора по протоколу эвакуаторщиком под свою сохранность для помещения на спецстоянку инспектор имеет право лишь поставить разрешающую выдачу подпись на экземпляре протокола автовладельца. Давать же указания водителю эвакуатора после этого: сгружай, мол, машину назад, -- он не вправе.

Справка

В соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства с возможным перемещением его на спецстоянку производится в случае:

-- вождения при отсутствии у водителя документов на автомобиль (свидетельство о регистрации и доверенность, страховой полис ОСАГО);

-- управления автомобилем с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством;

- вождения без прав, в состоянии опьянения, а также в случае отказа проходить медосвидетельствование;

-- нарушения правил остановки или стоянки, создающего помехи для движения других транспортных средств.

Нина Астафьева

Место начисления НДС уточнили  »
Юридические статьи »
Читайте также