Козленочком будешь?

В новогоднюю ночь вступают в силу "пивные" поправки к закону "О рекламе". Вступают в полном объеме, лишая нас и непутевых толстяков, и былинных богатырей, и рисковых купчиков разных гильдий. А также агрессивных козлов, ненастоящих медведей и еще более ненастоящих змеев-горынычей. Использование в рекламе образов людей и животных запрещено, равно как использование частей тела (не припомню такой "расчлененки"), а также вымышленных живых существ.

Все последние месяцы уходящего года пивовары посвятили раздумьям о законодательных инъекциях и попыткам осознать, что вообще можно себе позволить и чего категорически нельзя. Если ввести в рекламу фантастических роботов, то они - живые существа или нет? А если диктор читает текст жизнерадостно и душевно, не создает ли он тем самым образ человека?

И вот, наконец, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) презентовала свои рекомендации о применении пункта 1.1 статьи 16 закона "О рекламе". Они мало что разъяснили, зато принесли пивоварам одну хорошую новость: их товарные знаки рекламой не считаются. Например, если вы выпустили пиво "Волк и семеро козлят", то в ролике можно показать как саму бутылку, так и этикетку с изображением всей честной компании. Но анимацию, в которой волк возьмется за открывашку, а козлята дружно зазвенят бокалами, смело можно считать противозаконной. Другие спорные толкования "пивных поправок" прояснить не удалось, и дело передали в руки совместной рабочей группы, объединяющей чиновников и представителей отрасли. Как заметил глава Союза пивоваров Вячеслав Мамонтов, "закон должен иметь прямое действие без всяких разъяснений. Если вокруг закона будет создаваться туман разъяснений, это значит, что закон не работает".

А между тем под подозрение в "нелегитимности" попали уже пивные лотереи. ФАС негодует: закон запрещает указывать в рекламе, что употребление пива имеет большое значение для достижения успехов. Раз лотерея призывает людей добиваться выигрыша, значит, она должна быть вне закона. При этом Антимонопольная служба совершенно не учитывает, что в данной ситуации рекламируется не пиво как таковое, а некая акция - розыгрыш автомобилей, поездки за рубеж и т. д. И получение приза напрямую с употреблением пива не связано. Кстати, общее понятие "... достижение общественного, спортивного или личного успеха..." юридически вообще не определено. Ни в законе "О рекламе", ни в иных правовых актах нет определения того, что можно считать "успехом". Наверное, поэтому ФАС заказал экспертизу рекламных текстов... в Институте русского языка.

Интересно, что Антимонопольная служба подвела первые итоги применения закона и отметила высокую степень корректности и лояльности пивоваренной отрасли к ограничению рекламы пива. Заключение о законопослушности пивоваров направили в Госдуму. Сам же Союз пивоваров выступил с идеей создания комиссии по этике и соблюдению закона "О рекламе", чтобы стать активным ее участником. Пока же только эксперты демонстрируют уверенность: телевидение потеряет как минимум 50 миллионов долларов в год. Это потому, что пивная реклама, не найдя подходящих образов, уйдет в другие сферы.

Лариса Михайлова

Федеральная антимонопольная служба подготовила рекомендации по применению закона о рекламе  »
Юридические статьи »
Читайте также